§ 7. Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа
§
7. Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по
государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях
выполнения государственного оборонного заказа
Рассматриваемая
норма (статья 285.5 УК) введена Федеральным законом от
24.09.2022 № 365-ФЗ и является одной из норм, введенных в целях соблюдения
законодательства Российской Федерации в ходе проведения специальной военной
операции на территории Донбасса и Украины (далее также СВО), объявленной
Президентом РФ 24 февраля 2022 года на основании ст. 51 Устава Организации
Объединённых Наций.
Основным
объектом нарушения должностным лицом условий государственного контракта по
государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях
выполнения государственного оборонного заказа являются общественные отношения,
возникающие при поставке или изготовлении продукции в сфере ГОЗ, а также
нормальный порядок осуществления совместной деятельности государственного
заказчика, головного исполнителя и исполнителей государственных контрактов.
Рассматриваемая
уголовно-правовая норма является административно-преюдициальной и уголовная
ответственность виновного должностного лица наступает в случае, если это лицо
ранее было подвергнуто административному наказанию за деяние, предусмотренное
частью 1 статьи
14.55 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее КоАП РФ) (Нарушение должностным лицом головного
исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному
заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров,
качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров,
выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя
условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного
заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров,
качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров,
выполнения работ, оказания услуг, если эти действия не содержат признаков
уголовно наказуемого деяния),
частью 2 статьи
14.55 далее КоАП РФ (Нарушение должностным лицом
государственного заказчика условий государственного контракта по
государственному оборонному заказу, за исключением случаев,
предусмотренных статьей
7.32.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат
признаков уголовно наказуемого деяния), частью 2.1 статьи
14.55 КоАП РФ (нарушение должностным лицом головного исполнителя
срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых,
оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение
обязанности по обеспечению авансирования, если эти действия не содержат
признаков уголовно наказуемого деяния).
Дополнительным
объектом выступают интересы общества и государства, направленные на обеспечение
обороноспособности страны.
Объективная
сторона характеризуется тремя обязательными признаками:
а) нарушение виновным условий
государственного контракта по государственному оборонному заказу, либо
условий договора заключенного в целях выполнения государственного оборонного
заказа;
б) наступлением общественно опасных
последствий в виде неисполнения (невыполнения, непредставления) государственного
оборонного заказа;
в)
причинной связью между нарушением государственного контракта или договора по
государственному оборонному заказу
и преступным последствием.
Нарушение
виновным условий государственного контракта по государственному
оборонному заказу, либо
условий договора заключенного в целях выполнения государственного оборонного
заказа осуществляется как в форме действия, так и путем
бездействия.
Преступные
последствия могут выражаться в виде ущерба (квалифицированный вид преступления),
срыва работы по государственному контракту, сдачи работы ненадлежащего качества,
скрытых недостатках продукции, вследствие которых становится невозможным ее
использование по назначению. Кроме того, рассматриваемое преступление всегда
дискредитирует авторитет органов государственной власти (с учетом особенностей
регулирования отношений в сфере ГОЗ – прежде всего Правительства РФ и
Министерства обороны РФ, Вооруженных Сил РФ в целом).
Квалифицированным
(часть 2 ст. 285 ч.5 УК) деяние является в случае нарушения условий
государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий
договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа,
должностным лицом, повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме,
составляющей не менее пяти процентов цены таких государственного контракта либо
договора, но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания
государственного оборонного заказа.
Субъективная
сторона характеризуется: прямым или косвенным умыслом, а также специальными
мотивами преступления. Совершая преступное деяние, виновный осознает, что им
нарушается установленный порядок выполнения ГОЗ, предвидит наступление
общественно опасных последствий в виде существенного нарушения интересов
общества и государства и желает их наступления или не желает, но сознательно
допускает их либо относится к таким последствиям безразлично.
Состав
преступления, предусмотренного ст. 285.5 УК является материальным, окончен с
момента наступления общественно-опасных последствий в виде невыполнения условий
государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий
договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного
заказа.
Субъектом
рассматриваемого преступления - может быть только должностное лицо.
На
основании примечания к ст. 285.5 УК должностное лицо, совершившее преступление,
предусмотренное частью
первой настоящей статьи, освобождается от уголовной
ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий
государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий
договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного
заказа.