§ 2. Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта

 

§ 2. Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта

 

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена. Дополнительным объектом выступают здоровье человека, а также отношения собственности. Факультативным – жизнь человека (ч. 2-4 ст. 263 УК РФ).

Предметом преступления являются железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт, метрополитен, легкое (сверхлегкое) воздушное судно, маломерное судно.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Железнодорожный транспорт общего пользования – производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками (ст. 2 данного ФЗ).

Железнодорожный транспорт необщего пользования – совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд (там же).

Воздушный транспорт – совокупность судов гражданской авиации (самолет, вертолет и т.д.).

Морской транспорт – вид водного транспорта, способного передвигаться по водной поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий.

Внутренний водный транспорт – один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). 

Метрополитен – вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам (ст. 3 ФЗ от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Легкое воздушное судно – воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов (ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Сверхлегкое воздушное судно – воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания (там же).

Маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать 20 м. и общее количество людей на котором не должно превышать 12 (ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

Объективная сторона состава преступления заключается в совершении альтернативных деяний: 1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации указанных выше видов транспорта; 2) отказ от исполнения трудовых обязанностей, когда такой отказ запрещен законом.

Нарушение правил безопасности движения железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена, а  также легкого (сверхлегкого) воздушного судна или маломерного судна – несоблюдение предписаний, установленных для управления транспортным средствами указанных видов транспорта (например, проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение маршрута или высоты полета, превышение установленной скорости движения).

Нарушение правил эксплуатации указанного выше транспорта – несоблюдение требований, установленных для эксплуатации транспортных средств железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена, легкого (сверхлегкого) воздушного судна или маломерного судна, а также обеспечения безопасности их использования (например, эксплуатация речного судна с нарушением общего максимального количества людей). 

Отказ от исполнения трудовых обязанностей, когда такой отказ запрещен законом,  – неисполнение лицом, обязанным в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена, легкого (сверхлегкого) воздушного судна или маломерного судна, своих непосредственных трудовых обязанностей.

Диспозиция ст. 263 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому при определении объективной стороны состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам, регулирующим правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена, легкого (сверхлегкого) воздушного судна или маломерного судна, а также запреты на отказ от исполнения своих обязанностей по соблюдению этих правил.

Это могут быть уже упомянутые Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, ФЗ о железнодорожном транспорте в РФ и многие другие.

Например, в Воздушном кодексе РФ, кроме правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, содержится положение, согласно которому в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения (ст. 52).

Преступление имеет материальный состав, оконченным считается в момент наступления последствий – тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (в соответствии с примечанием к ст. 263 УК РФ им признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей).

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный – лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена, легкого (сверхлегкого) воздушного судна или маломерного судна, за исключением случаев, предусмотренных ст. 271.1 УК РФ.

Статью 263 УК РФ следует отграничивать от ст. 143 УК РФ. Разграничение следует проводить по характеру нарушенных правил.

Так, если деяние не было связано с нарушением правил движения и эксплуатации транспорта, а касалось нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда, его следует квалифицировать по ст. 143 УК РФ.

Части 1.2-4 ст. 263 УК РФ предусматривают квалифицированный состав данного преступлений. В них речь идет о совершении деяний в состоянии опьянения (о нем см. в примечании к ст. 264 УК РФ), в том числе повлекших по неосторожности смерть человека (либо двух или более лиц).

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом выступает здоровье человека. Факультативным – жизнь человека (ч. 3-6 ст. 264 УК РФ).

С точки зрения уголовного закона предметом преступления выступают: 1) автомобиль; 2) трамвай; 3) другое механическое транспортное средство.

Автомобиль – средство передвижения, самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещения для водителя, пассажиров, грузов[1].

Трамвай – городская наземная электрическая железная дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов[2].

К другим механическим транспортным средствам в соответствии п. 1  примечаний к ст. 264 УК РФ относятся трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Трактор – самоходная машина для тяги (например, сельскохозяйственных орудий)[3].

Самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины – разновидность самоходных машин, под которым понимаются тракторы, собственно «самоходные дорожно-строительные машины», коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)»).

Согласно ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к транспортным средствам, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, относятся: мотоциклы, троллейбусы, мопеды, легкие квадроциклы, трициклы, квадроциклы и др. транспорт.

С точки зрения Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», предметом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, являются «механические транспортные средства», под которыми следует понимать автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадроциклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины (п. 2).

Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

К нарушению правил дорожного движения относится несоблюдение предписаний, установленных для управления транспортным средствами правилами дорожного движения (например, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение установленной скорости движения).

К нарушению правил эксплуатации транспортных средств относится несоблюдение требований, установленных для эксплуатации транспортных средств правилами дорожного движения (например, эксплуатация транспортного средства при наличии нарушений, препятствующих допуску транспортных средств к эксплуатации, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090  «О Правилах дорожного движения» (например, при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя и т.д.).

Преступление имеет материальный состав, оконченным считается в момент причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет.

Верховный Суд РФ в п. 2 вышеуказанного постановления Пленума уточняет, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ,  является лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов правил дорожного движения, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при ремонте транспортных средств, производстве погрузочно-разгрузочных, строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья либо за нарушение правил при производстве работ или требований охраны труда (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Часть 3 и 5 ст. 264 УК РФ предусматривают квалифицированные составы нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а именно – повлекшие по неосторожности смерть человека (ч. 3), в том числе двух или более лиц (ч. 5).

В ч. 2, 4 и 6 установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенного лицом, находящимся в состоянии опьянения, или сопряженного с оставлением места его совершения.

Согласно п. 2 примечаний к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Водитель, скрывшийся с места происшествия, может быть признан совершившим преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, в состоянии опьянения, если после его задержания к моменту проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения или судебной экспертизы не утрачена возможность установить факт нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления транспортным средством. В случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования данное лицо признается управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения (п. 10.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (ст. 264.1 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предмет преступления совпадает с составом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Объективная сторона состава преступления заключается в совершении альтернативных деяний: 1) управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; 2) управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК  РФ.

В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. В связи с этим необходимо выяснить, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по ч. 1 или 3 ст. 12.8 или по ст. 12.26 КоАП РФ и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП РФ (10.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

К имеющим судимость за преступление, предусмотренное ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ либо ст. 264.1 УК РФ, относятся лица, имеющие со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу непогашенную или не снятую в установленном порядке судимость за любое из указанных преступлений или их совокупность. При этом следует учитывать, что сроки погашения судимости, установленные ст. 86 и 95 УК РФ, за каждое преступление исчисляются самостоятельно и не прерываются при совершении нового преступления (там же в п. 10.5).

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Субъект преступления – лицо,  достигшее 16 лет.

Верховный Суд РФ в п. 2 вышеуказанного постановления Пленума уточняет, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ,  является лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов правил дорожного движения, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами (ст. 264.2 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264.2 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предмет преступления законодателем в диспозиции не указан. Однако думается, что он совпадает с составом преступления, предусмотренным ст. 264 УК РФ.

Объективная сторона состава преступления заключается в совершении альтернативных деяний: 1) нарушение правил дорожного движения, предусмотренное ч. 4[4] или ч. 5[5] ст. 12.9 либо ч. 4 ст. 12.15[6] КоАП РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных ч. 7 ст. 12.9[7] и  ч. 5 ст. 12.15[8] КоАП РФ; 2) нарушение правил дорожного движения, предусмотренное ч. 4 или ч. 5 ст. 12.9 либо ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, лицом, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ст. 264.2 УК РФ.

В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

К имеющим судимость за преступление, предусмотренное ст. 264.2 УК РФ, относятся лица, имеющие со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу непогашенную или не снятую в установленном порядке судимость.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения деяния, указанного в диспозиции статьи.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет.

Думается, что он должен совпадать с субъектом преступления, предусмотренным ст. 264 и 264.1 УК РФ, а именно – им должен быть не  только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов правил дорожного движения, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Статья 264.2 УК РФ имеет примечание, согласно которому действие статьи не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (ст. 264.3 УК РФ).

Статья 264.3 УК РФ содержит в себе два самостоятельных состава преступления.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.3 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предмет преступления совпадает с составом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Объективная сторона состава преступления заключается в управлении автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ.

Согласно данной норме КоАП РФ наказуемым является повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное в ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Субъект преступления – лицо,  достигшее 16 лет.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264.3 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предмет преступления совпадает с составом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Объективная сторона состава преступления заключается в управлении автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 4 и п. «в» ч. 6 ст. 264 УК РФ.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, лишенным права управления транспортными средствами, имеющим судимость за указанные в ч. 2 ст. 264.3 УК РФ преступления.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом выступает здоровье человека. Факультативным – жизнь человека (ч. 2-3 ст. 268 УК РФ).

Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств – невыполнение требований, предписанных для участников движения и эксплуатации транспортных средств (например, переход дороги в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора). 

Диспозиция ст. 268 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому при определении объективной стороны состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам, закрепляющим требования безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

При этом необходимо иметь в виду, что законодатель не ограничивает данные требования безопасности движения или эксплуатации транспортных средств только Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».

Уголовно-наказуемыми являются нарушения требований безопасности движения или эксплуатации любых видов транспортных средств – железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена.

В связи с этим к нормативным актам, закрепляющим требования безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, относятся не только упомянутые Правила дорожного движения, но и  Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (утверждены Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473), Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утверждены Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82), Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 72) и др. 

Преступление имеет материальный состав, оконченным считается в момент причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности.

Субъект преступления специальный – пассажир, пешеход, другой участник движения (например, велосипедист, водитель мопеда, скутера), кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ.

Части 2 и 3 ст. 268 УК РФ предусматривают квалифицированные составы нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, а именно – повлекшие по неосторожности смерть человека (ч. 2), в том числе двух или более лиц (ч. 3).

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 271 УК РФ, является безопасность движения воздушного транспорта при осуществлении международных полетов.

Международный полет воздушного судна – полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (ст. 79 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении правил международных полетов: 1) несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета; 2) иные нарушения правил международных полетов (например, полет другого типа воздушного судна, нежели обозначено  в разрешении, полет с просроченным разрешением, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и др.).

Диспозиция ст. 271 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому при определении объективной стороны состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам, закрепляющим правила международных полетов.

К ним относятся Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральные правила использования воздушного пространства Российской федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138), Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (утверждены Приказом Министра обороны РФ № 136, Минтранса РФ № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002), международно-правовые договоры, соглашения.

Преступление имеет формальный состав, оконченным считается в момент нарушения правил международных полетов.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла.

Субъект преступления специальный – лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил международных полетов (командир экипажа воздушного суда, другой член экипажа).

Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 271.1 УК РФ, является безопасность использования воздушного пространства. Дополнительный объект – жизнь и здоровье человека.

Объективная сторона состава преступления заключается в использовании воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Организация использования воздушного пространства Российской Федерации осуществляется путем разрешительного или уведомительного порядка (ст. 15 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства. Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения (п. 113 и 123 Федеральных правил
использования воздушного пространства Российской Федерации
(утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138).

Законодательством Российской Федерации устанавливаются случаи, когда разрешение на использование воздушного пространства является обязательным. Например, при выполнении международных полетов, при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения, при осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов и др. (п. 117 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).

Преступление имеет материальный состав, оконченным считается в момент причинения смерти или тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности.

Субъект преступления специальный – «пользователь воздушного пространства», под которыми следует понимать физическое лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).

К нему можно отнести как граждан (пилот воздушного судна, авиадиспетчер), так и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Часть 2 ст. 271.1 УК РФ предусматривает квалифицированный состав нарушения правил использования воздушного пространства Российской Федерации, а именно – повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

 



[1] Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка. М.: «Эксмо», 2009. С. 16.

[2] Там же. С. 792.

[3] Там же.

[4] Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час.

[5] Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час.

[6] Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.

[7] Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 и 5 настоящей статьи (превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час; превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час).

[8] Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи (выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи).