§ 3. Преступления, посягающие на властность государственного управления
§
3. Преступления, посягающие на властность государственного
управления
Незаконное
пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК
РФ).
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, является установленный
порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации. Факультативным
объектом выступают жизнь и здоровье человека (ч. 3 ст. 322 УК РФ).
Объективная
сторона состава преступления заключается в незаконном пересечении
Государственной границы Российской Федерации.
Государственная
граница Российской Федерации – линия и проходящая по этой линии вертикальная
поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и
воздушного пространства) Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 №
4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).
Незаконным
следует признавать фактическое пересечение Государственной границы Российской
Федерации: 1) без действительных документов на право въезда в Российскую
Федерацию или выезда из Российской Федерации; 2) без надлежащего разрешения,
полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Действительными
документами на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской
Федерации являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской
Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (паспорт,
дипломатический паспорт, служебный паспорт, разрешение на временное проживание,
вид на жительство), а также иные документы, установленные федеральным законом
или признаваемые в соответствии с международным договором Российской
Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность владельца (временный
документ, удостоверяющий личность владельца и дающий право на въезд (возвращение
в Российскую Федерацию или в другое государство (свидетельство на возвращение),
проездной документ беженца) (ст. 7, 24 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ст. 10 ФЗ от
25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации»).
Под
надлежащим разрешением, полученным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, следует понимать выданное уполномоченным государственным
органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской
Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации. Например,
в соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда
в Российскую Федерацию» таким документом является виза – дипломатическая,
служебная, обыкновенная, транзитная, временно проживающего лица, единая
электронная виза в форме электронного документа.
Пересечением
Государственной границы Российской Федерации, совершенным без действительных
документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской
Федерации, признается такое перемещение через нее, при котором вышеперечисленные
документы отсутствуют, являются поддельными (подложными) или чужими.
Пересечением
Государственной границы Российской Федерации без надлежащего разрешения,
полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
является перемещение через нее в отсутствии соответствующего разрешения.
Преступление
имеет формальный состав, считается оконченным с момента фактического пересечения
Государственной границы Российской Федерации (п. 5 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном
пересечении государственной границы Российской Федерации и преступлениях,
связанных с незаконной миграцией»). При этом место и способ ее пересечения –
пешком, любым видом транспорта (автомобиль, поезд, самолет и т.д.), тайно или
открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через
Государственную границу Российской Федерации или без такового – значения для
квалификации не имеет.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – лицо, достигшее 16 лет. Им может быть гражданин Российской
Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Часть
2 ст. 322 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное пересечение
Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию,
совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в
Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям,
предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Такие
основания закреплены в ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию». Так, въезд в Российскую Федерацию иностранному
гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если, например, в
отношении них вынесено решение об административном выдворении из Российской
Федерации или депортации за пределы Российской Федерации; принято решение о
нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации; они имеют
неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на
территории Российской Федерации; другое.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом, о чем свидетельствует законодательный
термин «заведомо»: лицо осознает, что ему не разрешен по тем или иным причинам
въезд на территорию Российской Федерации, однако желает его осуществить.
Об
осведомленности иностранного гражданина или лица без гражданства о запрете на
въезд в Российскую Федерацию могут свидетельствовать наличие в документе,
удостоверяющем личность, отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию,
вручение лицу под роспись уведомления о принятии в отношении его решения о
неразрешении въезда в Российскую Федерацию или составление акта об отказе в
получении данного уведомления и др. (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной
границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной
миграцией»).
Субъект
данного состава преступления специальный – иностранный гражданин или лицо без
гражданства.
Иностранный
гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и
имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного
государства; лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся
гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства
(подданства) иностранного государства (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О
правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации»).
Часть
3 ст. 322 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное пересечение
Государственной границы Российской Федерации, совершенное группой лиц по
предварительному сговору, организованной группой или с применением насилия или
угрозой его применения.
Уголовно-правовую
оценку действиям лиц как незаконное пересечение Государственной границы
Российской Федерации, совершенное группой лиц по предварительному сговору, можно
дать в том случае, если: 1) в пересечении Государственной границы Российской
Федерации принимали участие два или более лица, заранее договорившиеся о
совершении преступления; 2) каждый их них выполнял объективную сторону состава
преступления; 3) они действовали совместно, т.е. все незаконно пересекли
Государственную границу Российской Федерации. В случае, если границу пересекло
одно лицо, а другое ему только в этом содействовало, действия последнего при
наличии оснований следует оценивать со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Незаконное
пересечение Государственной границы Российской Федерации, совершенное
организованной группой, сходно с составом преступления, предусмотренным ч. 3 ст.
321 УК РФ.
Преступление,
предусмотренное ч. 3 ст. 322 УК РФ, может быть также совершено с применением
насилия или угрозой его применения.
В
данном случае речь идет о применении физического насилия, характер и границы
которого законодатель не обозначил. В связи с этим оно может быть любым, т.е.
как опасным, так и не опасным для жизни и здоровья потерпевшего. Однако, судя по
санкции статьи, в случае причинения тяжкого вреда здоровью или убийства
потерпевшего, содеянное виновным требует дополнительной квалификации по ст. 111,
105 УК РФ.
Угроза
применения насилия является разновидностью психического насилия и заключается в
угрозе применения к потерпевшему физического насилия. При этом вид угроз
законодатель также не конкретизировал, поэтому ими могут быть угрозы причинения
вреда здоровью различной степени тяжести, вплоть до угроз
убийством.
Статья
322 УК РФ содержит примечание, согласно которому действие данной нормы не
распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил
пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и
лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится
иного состава преступления.
В
соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746
«Об
утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией
политического убежища» политическое убежище предоставляется Российской
Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и
защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране
своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за
общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат
демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного
права.
Пересечение
иностранным гражданином или лицом без гражданства Государственной границы
Российской Федерации, совершенное с нарушением правил, но с целью обращения с
ходатайством о предоставлении политического убежища, законодатель не признает
преступным.
Организация
незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, является установленный
порядок въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без
гражданства, их пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через
территорию Российской Федерации.
Объективная
сторона состава преступления заключается в совершении ряда альтернативных
действий: 1) организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных
граждан или лиц без гражданства; 2) организации их незаконного пребывания в
Российской Федерации; 3) организации их незаконного транзитного проезда через
территорию Российской Федерации.
Об
иностранном гражданине и лице без гражданства см. ст. 322 УК РФ.
Под
незаконным въездом в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без
гражданства следует понимать пересечение ими Государственной границы Российской
Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию
либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Незаконным
пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
являются: 1) нахождение их на территории Российской Федерации после незаконного
въезда (т.е. пребывание без документов, удостоверяющих личность, визы,
разрешения на временное проживание, вида на жительства и т.д.); 2) нахождение на
территории Российской Федерации с нарушением порядка пребывания в Российской
Федерации (при законном въезде).
Под
незаконным транзитным проездом иностранных граждан или лиц без гражданства через
территорию Российской Федерации следует понимать проезд по территории Российской
Федерации, совершенный с нарушением порядка, установленного для такого проезда
ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию».
В
соответствии данным нормативным актом транзитный проезд через территорию
Российской Федерации осуществляется, как правило, по транзитной визе
безостановочно. Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации
может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по
представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих
необходимость остановки.
Транзитный
проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному
гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают
беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской
Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в
аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом
оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с
подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской
Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев
вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым
Российская Федерация имеет соответствующий международный
договор.
Преступление
имеет формальный состав, считается оконченным с момента создания условий для
незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без
гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного
транзитного проезда через территорию Российской Федерации, независимо от того,
совершены ли ими такие действия или нет (п. 5 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном
пересечении государственной границы Российской Федерации и преступлениях,
связанных с незаконной миграцией»).
Субъективная сторона характеризуется
прямым умыслом. Мотивы для квалификации значения не имеют, хотя часто носят
корыстный характер.
Субъект
преступления – лицо, достигшее 16 лет.
Часть
2 ст. 322.1 УК РФ предусматривает квалифицированные составы организации
незаконной миграции. В п. «а» установлена уголовная ответственность за
организацию незаконной миграции, совершенную группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой. Признаки данных «групповых» преступлений
идентичны тем, что содержатся в ч. 3 ст. 321 и ч. 3 ст. 322 УК РФ.
В
п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за
организацию незаконной миграции, содеянную в целях совершения преступления на
территории Российской Федерации. Поскольку законодатель не указал, о какой
категории преступления идет речь, следует признать, что это могут быть любые
уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные УК РФ.
Пунктом
«в» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию
незаконной миграции, совершенную лицом с использованием своего служебного
положения.
К
лицам, использующим свое служебное положение, следует относить как должностных
лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления,
не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, выполняющих управленческие
функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций,
указанный в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации,
не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления,
государственным или муниципальным учреждением, а также лиц, постоянно, временно
либо по специальному полномочию выполняющих в этих организациях
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции.
Фиктивная
регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту
жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация
иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом
помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ).
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, является установленный
порядок регистрации физических лиц по месту пребывания или по месту жительства.
Объективная
сторона состава преступления заключается в совершении ряда альтернативных
действий: 1) фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации в жилом
помещении в Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства; 2)
фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом
помещении в Российской Федерации по месту жительства.
Гражданами
Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации
(ст. 5 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
Об
иностранном гражданине и лице без гражданства см. ст. 322 УК РФ.
Место
пребывания гражданина Российской Федерации – гостиница, санаторий, дом отдыха,
пансионат, кемпинг, туристская база или другое учреждение, в котором он
проживает временно. Место жительства гражданина Российской Федерации – жилой
дом, квартира, комната, иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или
преимущественно проживает и в котором зарегистрирован (ст. 2 Закона РФ от
25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации»).
Место
жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской
Федерации – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или
лицо без гражданства зарегистрированы (ст. 2 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации»).
Регистрация
гражданина Российской Федерации по месту пребывания или месту жительства –
постановка гражданина Российской Федерации на учет по месту пребывания или месту
жительства (ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации»).
Регистрация
иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства – фиксация
в установленном порядке органами миграционного учета сведений об их месте
жительства (ст. 2 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации»).
Фиктивная
регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту
жительства либо фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без
гражданства по месту жительства – фиксация в установленном порядке органами
регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской
Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в
Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без
гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на
основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или
документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения
пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или
нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для
пребывания (проживания) указанных лиц (п. 13 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном
пересечении государственной границы Российской Федерации и преступлениях,
связанных с незаконной миграцией»).
Преступление
имеет формальный состав, считается оконченным с момента фиксации органами
регистрационного (миграционного) учета фиктивной
регистрации.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Согласно
ст. 322.2 УК РФ субъект преступления общий – физическое лицо, достигшее 16 лет.
Вместе
с тем им может выступать также специальный субъект – сотрудник органа
регистрационного (миграционного) учета, осуществивший фиктивную регистрацию
гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без
гражданства. Данный субъект может нести уголовную ответственность за совершенное
преступление только в том случае, если им осознавались недостоверность
(ложность) представленных для регистрации сведений или документов либо наличие
иных обстоятельств, препятствующих регистрации (п. 14 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении
государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с
незаконной миграцией»).
Статья
322.2 УК РФ содержит примечание, согласно которому лицо, совершившее фиктивную
регистрацию, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало
раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава
преступления.
Под
способствованием раскрытию преступления следует понимать действия лица,
совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения
уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения
преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами
предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств
совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении
соучастников преступления (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О
судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной границы
Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной
миграцией»).
Фиктивная
постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту
пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ).
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, является установленный
порядок миграционного учета иностранных лиц или лиц без гражданства в Российской
Федерации.
Объективная
сторона состава преступления заключается в фиктивной постановке на учет
иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в
Российской Федерации.
Об
иностранном гражданине и лице без гражданства см. ст. 322 УК РФ.
Учет
иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания – фиксация
в установленном порядке уполномоченными органами сведений о нахождении
иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Место
пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской
Федерации – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное
помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически
проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу
которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на
учет по месту пребывания (ст. 2 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О
миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации»).
В
соответствии с п. 1 примечаний к ст. 322.3 УК РФ под фиктивной постановкой на
учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в
Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в
Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных)
сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без
гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без
их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения
принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания
(пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на
учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном
порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством
Российской Федерации деятельность.
Преступление
имеет формальный состав, считается оконченным с момента фиксации органами
регистрационного (миграционного) учета фиктивной постановки на учет.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Согласно
ст. 322.3 УК РФ субъект преступления общий – физическое лицо, достигшее 16 лет.
Вместе
с тем им может также выступать специальный субъект – сотрудник органа
регистрационного (миграционного) учета, осуществивший фиктивную постановку на
учет иностранного гражданина или лица без гражданства. Данный субъект может
нести уголовную ответственность за совершенное преступление только в том случае,
если им осознавались недостоверность (ложность) представленных для постановки на
учет сведений или документов либо наличие иных обстоятельств, препятствующих
постановке на учет (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020
№ 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной
границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной
миграцией»).
Согласно
п. 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ лицо, совершившее фиктивную постановку на
учет, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало
раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава
преступления (см. примечание к ст. 322.2 УК РФ).
Противоправное
изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК
РФ).
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ст. 323 УК РФ, является
неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации, установленный
порядок определения ее границ.
О
Государственной границе Российской Федерации см. ст. 322 УК РФ.
Предметом
преступления является пограничный знак (столб, бетонная пирамида, курган,
плавучий буй, др.).
Объективная
сторона состава преступления заключается в совершении с пограничными знаками
ряда альтернативных действий: 1) их изъятие; 2) перемещение; 3)
уничтожение.
Под
изъятием следует понимать фактическое извлечение пограничного знака с места его
установки (например, выкапывание пограничного столба из земли). Изъятие не
предполагает последующего монтажа пограничного знака на новом месте.
Перемещение
включает в себя изъятие и последующую установку пограничного знака в другом
месте.
Уничтожение
пограничного знака – его ликвидация, т.е. приведение его в состояние, не
позволяющее использовать по прямому назначению.
Преступление
имеет формальный состав, при изъятии считается оконченным в момент фактического
изменения местонахождения пограничного знака в пространстве, перемещении – с
момента установки пограничного знака на новом месте, уничтожении – с момента,
когда пограничный знак был приведен в состояние, не подлежащее восстановлению.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом, ее обязательным признаком выступает цель
– противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации. В
случае отсутствия данной цели действия виновного оценивать по ст. 323 УК РФ
нельзя. Однако, совершенные изъятие, перемещение или уничтожение пограничного
знака при наличии оснований могут быть квалифицированы по гл. 21 УК РФ,
например, как хищение или умышленное уничтожение чужого имущества.
Субъект
преступления – физическое лицо, достигшее 16 лет.
Часть
2 ст. 323 УК РФ предусматривает ответственность за противоправное изменение
Государственной границы Российской Федерации, повлекшее тяжкие последствия.
Тяжкие
последствия – оценочная категория, которая определяется в зависимости от
конкретных обстоятельств дела. К тяжким последствиям можно отнести возникновение
международного конфликта, ухудшение дипломатических отношений, нарушение работы
пограничных пунктов пропуска, возникновение нелегальной миграции, значительные
материальные затраты на восстановление Государственной границы Российской
Федерации и др.
Уклонение
от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК
РФ).
Статья
328 УК РФ содержит в себе два самостоятельных состава преступления. Согласно ч.
1 данной нормы уголовно наказуемым деянием признается уклонение от призыва на
военную службу, а ч. 2 – от прохождения альтернативной гражданской службы лиц,
освобожденных от военной службы.
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, является
установленный порядок призыва на военную службу.
Объективная
сторона состава преступления заключается в уклонении от призыва на военную
службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой
службы.
Военная
служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами
Российской Федерации, в том числе с двойным гражданством, лицами без гражданства
(подданства), а также иностранными гражданами (подданными) в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах (ст. 2
ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно
ст. 22, 23 и 24 указанного нормативного акта основаниями для освобождения от
призыва на военную службу обладают лица: 1) полностью освобожденные от
исполнения воинской обязанности; 2) не подлежащие призыву на военную службу; 3)
освобожденные от призыва; 4) имеющие право на освобождение; 5) которым
предоставляется отсрочка от призыва; 6) имеющие право на отсрочку от призыва.
Иные лица мужского пола, не имеющие соответствующих оснований, при достижении 18
лет обязаны проходить военную службу.
Призыв
на военную службу включает в себя: 1) явку на медицинское
освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание
призывной комиссии; 2) явку в указанные в повестке военного
комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной
службы.
Способами
уклонения от призыва на военную службу являются, в частности: 1) неявка без
уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское
освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для
отправки к месту прохождения военной службы (при этом уголовная ответственность
наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на
него обязанности нести военную службу по призыву; об этом могут
свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по
повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную
службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд,
неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины); 2)
самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту
прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу; 3)
получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате
симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство),
подлога документов или иного обмана (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об
уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или
альтернативной гражданской службы»); 4) неявка призывника в медицинскую
организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для
уточнения диагноза заболевания (подобная неявка является преступлением, если
совершена с целью уклониться от призыва на военную службу; об этом может
свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в
медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу (п.
7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами
уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной
или альтернативной гражданской службы»).
В
качестве уважительных причин по всем вышеперечисленным способам уклонения
признаются документально подтвержденные: 1) заболевание или увечье лица,
связанные с утратой трудоспособности; 2) тяжелое состояние здоровья отца,
матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки
или усыновителя лица либо участие в похоронах указанных лиц; 3) препятствие,
возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не
зависящее от воли лица; 4) иные причины, признанные уважительными призывной
комиссией или судом (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике
рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от
прохождения военной или альтернативной гражданской
службы»).
Преступление
имеет формальный состав, считается оконченным, в частности: 1) с истечением
сроков, установленных для явки в военный комиссариат, к месту прохождения
военной службы, в медицинскую организацию для амбулаторного или стационарного
медицинского обследования в целях уточнения диагноза заболевания; 2) с
оставлением призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения
военной службы; 3) с моментом нанесения себе увечий (причинения повреждений); 4)
с представлением, предъявлением поддельных документов, служащих основанием для
освобождения от призыва на военную службу.
Преступление,
предусмотренное ч. 1 ст. 328 УК РФ, является длящимся. В случае, если лицо не
явилось с повинной или не было задержано, указанное преступление оканчивается
вследствие отпадения у него обязанности по призыву на военную службу. Таким
моментом следует считать достижение лицом возраста, после наступления которого
указанная обязанность ни при каких обстоятельствах на него не может быть
возложена. Уклонение от призыва на военную службу оканчивается с момента
достижения лицом 27-летнего возраста (п. 25 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на
военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской
службы»).
После
достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на
военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до
указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к
уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О
практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную
службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской
службы»).
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы совершения преступления (личные,
политические) значения для квалификации не имеют. Также не имеет значения,
уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел
цель совсем избежать несения военной службы по призыву (п. 4 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел об
уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или
альтернативной гражданской службы»).
Субъект
преступления специальный – лицо мужского пола, достигшее возраста 18 лет,
состоящее или обязанное состоять на воинском учете и не пребывающее в запасе,
подлежащее в установленном законом порядке призыву на военную службу (п. 2
Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами
уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной
или альтернативной гражданской службы»).
Преступление,
предусмотренное ч. 1 ст. 328 УК РФ, следует отличать от административного
правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, которым предусмотрена
ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету. При
разграничении данных деликтов следует устанавливать, с какой целью лицо не
исполняет возложенные на него обязанности. Если лицо, имея умысел на уклонение
от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место
временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с
воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного
пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский
учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного
комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,
содеянное им следует квалифицировать по ч. 1 ст. 328 УК РФ (п. 6
Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами
уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной
или альтернативной гражданской службы»).
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ, является
установленный порядок прохождения альтернативной гражданской
службы.
Объективная
сторона состава преступления заключается в уклонении от прохождения
альтернативной гражданской службы.
Альтернативная
гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и
государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (ст. 1
ФЗ от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).
В
целях прохождения альтернативной гражданской службы лица, имеющие право на
замену военной службы по призыву, направляются в соответствующие организации
(учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания
населения, др.), в которых могут осуществлять трудовую деятельность по
профессиям рабочих (грузчик, дворник, маляр, мойщик посуды, официант,
парикмахер, повар, почтальон, садовник, слесарь по ремонту автомобилей, токарь,
тракторист, электрогазосварщик, др.) или должностям служащих (артист ансамбля
песни и танца, балета, драмы, оркестра, врач, медицинская сестра, воспитатель,
пилот, преподаватель, программист, психолог, техник, учитель, экономист,
юрисконсульт, др.)[1].
Гражданин
имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской
службой в случаях, если: 1) несение военной службы противоречит его убеждениям
или вероисповеданию; 2) он относится к коренному малочисленному народу
Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную
хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных
малочисленных народов Российской Федерации (ст. 2 ФЗ «Об альтернативной
гражданской службе»).
В
соответствии со ст. 3 указанного нормативного акта на альтернативную гражданскую
службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
Способами
уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы являются, в
частности: 1) неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной
гражданской службы в указанные в предписании сроки; 2) самовольное оставление
места работы (рабочего места); 3) неявка в срок без уважительных причин на
работу; 4) отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в
том числе отказ заключить срочный трудовой договор; 5) досрочное увольнение с
альтернативной гражданской службы путем обмана (п. 23 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от
призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной
гражданской службы»); 6) причинение себе какого-либо повреждения
(членовредительство) обмана (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О
практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную
службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).
Преступление
имеет формальный состав, считается оконченным, в частности: 1) с истечением
сроков явки к месту прохождения альтернативной гражданской службы, установленных
в предписании; 2) с моментом нанесения себе увечий (причинения повреждений); 3)
с представлением, предъявлением поддельных документов, служащих основанием для
увольнения с альтернативной гражданской службы.
Преступление,
предусмотренное ч. 2 ст. 328 УК РФ, является длящимся. В случае, если лицо не
явилось с повинной или не было задержано, указанное преступление оканчивается
вследствие отпадения у него обязанности по прохождению альтернативной
гражданской службы. Таким моментом следует считать достижение лицом возраста,
который является предельным для пребывания на альтернативной гражданской или
военной службе. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы
считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную
гражданскую службу после 1 января
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом. При совершении преступления,
предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ, лицо имеет цель полностью уклониться от
исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. В случае установления
у лица такой цели фактическая продолжительность незаконного пребывания вне места
службы (день, неделя, месяц и т. д.) для квалификации содеянного им значения не
имеет. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы на
определенный период (например, на один месяц), по истечении которого лицо
возвращается к месту прохождения альтернативной гражданской службы, не образует
состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 328 УК РФ. В этом случае лицо
может быть привлечено к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового
законодательства (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике
рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от
прохождения военной или альтернативной гражданской
службы»).
Субъект
преступления специальный – гражданин, проходящий альтернативную гражданскую
службу. Граждане приобретают статус лиц, проходящих альтернативную гражданскую
службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с
окончанием альтернативной гражданской службы. При этом началом альтернативной
гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения
альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного
комиссариата, а окончанием – день прекращения работодателем срочного трудового
договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы.
Гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с направлением на
альтернативную гражданскую службу (например, в случае неявки без уважительных
причин в военный комиссариат для получения предписания, отказа от получения
предписания), не является субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
328 УК РФ (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике
рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от
прохождения военной или альтернативной гражданской
службы»).
Самоуправство
(ст. 330 УК РФ).
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ, является установленный
порядок осуществления прав и исполнения обязанностей. Дополнительным – права и
законные интересы граждан, организаций. Факультативным объектом выступает
физическая (телесная) неприкосновенность, жизнь, здоровье личности (ч. 2 ст. 330
УК РФ).
Объективная
сторона состава преступления представляет собой самовольное, вопреки
установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение
каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или
гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.
Признаками
объективной стороны являются: 1) совершение действий, направленных на реализацию
действительных или предполагаемых прав; 2) реализация данных прав осуществляется
вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку; 3)
правомерность этих действий оспаривается организацией или гражданином; 4)
совершенные действия должны повлечь причинение существенного
вреда.
Действительное
право – право, которое основано на законе. Например, лицо, которое приобрело в
законно установленном порядке в собственность объект недвижимости (квартира,
дом, жилое или нежилое помещение, земельный участок), имеет на него
действительное право, что подтверждается правоустанавливающими
документами-основаниями (договор купли-продажи, мены, дарения, долевого участия
в строительстве, инвестирования и т.д.), а также правоподтверждающими
документами – выпиской из ЕГРП (Единого государственного реестра прав) (ранее
(до середины 2016) – свидетельством о праве собственности).
Предполагаемое
право обусловлено восприятием виновным своих действий как законных, направленных
на реализацию действительных прав, в то время как они отсутствуют в реальности.
Например, в случае приобретения автомобиля без заключения соответствующего
договора и внесения только частичной оплаты за него, лицо (покупатель),
получившее возможность пользоваться данным транспортным средством, не
приобретает права собственности на него, поэтому распоряжаться им по своему
усмотрению не имеет права. В связи с этим, в случае реализации данного
автомобиля третьему лицу, действия покупателя предполагаются законными, но не
являются таковыми в реальной действительности до момента приобретения им права
собственности на это транспортное средство.
Реализация
действительного или предполагаемого права осуществляется вопреки установленному
законом или иным нормативным правовым актом порядку. В данном случае речь может
идти о нарушении установленного порядка их реализации. Например, обладая
действительным правом собственности на земельный участок, а, следовательно,
правомочиями владения и пользования этим объектом недвижимости по своему
усмотрению, лицо начинает стоить жилой дом, не имея при этом разрешительных
документов.
Реализация
предполагаемого права носит внешне законный характер. Вместе с тем, поскольку
предполагаемое право обусловлено только предположениями виновного об их
законности, его реализацию нельзя признать как соответствующую закону. Например,
лицо, не заключившее письменный трудовой договор, но приступившее к выполнению
своих обязанностей, в случае невыплаты ему вознаграждения за труд, имеет на него
законное право, однако реализовывать его необходимо в судебном порядке, а не
самовольно.
Правомерность
действий, связанных с реализацией действительных или предполагаемых прав, должна
оспариваться организацией или гражданином. Оспаривание этих действий
заинтересованными лицами возможно как до, так во время или после их совершения
виновным и заключается в подаче заявления в правоохранительные органы, суд,
прокуратуру и т.д.
Уголовно
наказуемыми являются самовольные действия, правомерность которых оспаривается,
если они повлекли за собой причинение существенного вреда.
Существенный
вред – оценочная категория, которая определяется в зависимости от конкретных
обстоятельств дела. В качестве такого последствия могут рассматриваться прямой
реальный ущерб, упущенная выгода, организационные издержки, связанные с
восстановлением нарушенных прав, и т.д.
Преступление
имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления
последствий.
Субъективная
сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.
Субъект
преступления – лицо, достигшее 16 лет.
Преступление,
предусмотренное ст. 330 УК РФ, следует отграничивать от смежных составов
преступлений. Некоторые самовольные действия часто образуют самостоятельные
составы преступлений, предусмотренных ст. 137, 139, 140, 166 УК РФ.
Самоуправство, совершенное должностным лицом, должно квалифицироваться по ст.
286 УК РФ как превышение должностных полномочий.
На практике часто приходится отграничивать самоуправство от хищений и
вымогательства. В данном случае разграничение следует проводить по предмету
преступления и субъективной стороне. При хищениях и вымогательстве виновное лицо
изымает (или обращает в свою пользу или пользу других лиц) или требует передать
чужое имущество. При самоуправстве лицо изымает (или обращает в свою пользу или
пользу других лиц) или требует передать не чужое имущество, а такое, которое оно
считает, например, или своим, или, по его мнению, незаконно удерживаемым, или
которое можно изъять в качестве погашения долга. При хищениях и вымогательстве
виновный руководствуется корыстными целями. При самоуправстве их не имеет
место.
В случае, если кредиторы в целях взыскания долга прибегают к насилию к
потерпевшим (лично или с использованием третьих лиц), их действия следует
квалифицировать как самоуправство, а не грабеж, разбой или вымогательство. В
данном случае отсутствуют признаки хищений или преступления, предусмотренного
ст. 163 УК РФ, поскольку кредиторы руководствуются в своей деятельности
реализацией действительного или предполагаемого права.
Статью
330 УК РФ следует отграничивать от административного правонарушения,
предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ. Разграничение необходимо проводить по
объективной стороне. В ст. 330 УК РФ установлена ответственность за
самоуправство, повлекшее причинение существенного вреда. Кроме того,
административное правонарушение, связанное с самоуправством, не может
совершаться с применением насилия или угрозой его применения. Такие действия
следует оценивать по ч. 2 ст. 330 УК РФ.
В
первом случае речь идет о применении физического насилия, характер и границы
которого законодатель не обозначил. В связи с этим оно может быть любым, т.е.
как опасным, так и не опасным для жизни и здоровья потерпевшего. Однако, судя по
санкции статьи, в случае причинения тяжкого вреда здоровью или убийства
потерпевшего, содеянное виновным требует дополнительной квалификации по ст. 111,
105 УК РФ.
Угроза
применения насилия является разновидностью психического насилия и заключается в
угрозе применения к потерпевшему физического насилия. При этом вид угроз
законодатель также не конкретизировал, поэтому ими могут быть угрозы причинения
вреда здоровью различной степени тяжести, вплоть до угроз
убийством.
Уклонение
от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской
Федерации об иностранных агентах (ст. 330.1 УК РФ).
Статья
330.1 УК РФ содержит в себе три самостоятельных состава преступления.
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330.1 УК РФ, является
установленный порядок включения в реестр иностранных агентов.
Объективная
сторона состава преступления заключается в уклонении от исполнения обязанностей
по представлению документов, необходимых для включения
в реестр иностранных агентов, совершенное лицом после его привлечения
к административной ответственности за совершение административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 19.34 КоАП РФ, два раза в течение
одного года.
Согласно
данной норме КоАП РФ наказуемым является осуществление лицом, не включенным в
реестр иностранных агентов, деятельности в качестве иностранного агента, если
это действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Преступление
имеет формальный состав, оконченным является с момента совершения деяния,
указанного в диспозиции статьи.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – физическое лицо, достигшее 16 лет.
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 330.1 УК РФ, является
установленный порядок деятельности иностранного агента.
Объективная
сторона состава преступления заключается в нарушении порядка деятельности
иностранного агента, совершенное лицом после его привлечения к административной
ответственности за совершение любого из административных правонарушений,
предусмотренных ч. 2-9 ст. 19.34 КоАП РФ, два раза в течение одного
года.
Согласно
данным нормам КоАП РФ наказуемым являются: непредставление или несвоевременное
представление иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу)
сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством
Российской Федерации об иностранных агентах, либо представление в уполномоченный
орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в
искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно
наказуемого деяния (ч. 2); неисполнение иностранным агентом обязанности по
сообщению о наличии этого статуса в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации об иностранных агентах (ч. 3); производство материалов и
(или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида
деятельности, установленного ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за
деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через
средства массовой информации и (или) с использованием
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых
иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные
органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности,
установленного ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц,
находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида
деятельности, установленного ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за
деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том
числе через средства массовой информации и (или) с использованием
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти
материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены
иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента (ч. 4);
производство материалов и (или) их распространение учредителем, членом,
участником, руководителем общественного объединения, действующего без
образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в
реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при
осуществлении ими вида деятельности, установленного ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 №
255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»,
материалов, направляемых указанными лицами в органы публичной власти,
образовательные организации, иные органы или организации в связи с
осуществлением ими вида деятельности, установленного ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 №
255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»,
либо информации, касающейся вида деятельности, установленного ст. 4 ФЗ от
14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под
иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой
информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены,
распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем
юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим
в состав органа такого лица (ч. 5); нарушение иностранным агентом порядка и
сроков размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или
предоставления средствам массовой информации для опубликования отчета о своей
деятельности (ч. 6); неисполнение или несвоевременное исполнение иностранным
агентом обязанности по учреждению российского юридического лица и (или)
нарушение порядка уведомления об этом уполномоченного органа в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 7); несоблюдение
ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации об
иностранных агентах, связанных со статусом иностранного агента (ч. 8);
нарушения, предусмотренные ч. 1-8 ст. 19.34 КоАП РФ, совершенные иностранным
гражданином или лицом без гражданства (ч. 9).
Преступление
имеет формальный состав, оконченным является с момента совершения деяния,
указанного в диспозиции статьи.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – физическое лицо, достигшее 16 лет.
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 330.1 УК РФ, является
установленный порядок включения в реестр иностранных
агентов.
Объективная
сторона состава преступления заключается в неисполнении установленной
законодательством Российской Федерации обязанностей по представлению в
уполномоченный орган документов, необходимых для включения в реестр иностранных
агентов (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК
РФ).
Преступление
имеет формальный состав, оконченным является с момента совершения деяния,
указанного в диспозиции статьи.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – физическое лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее
целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической
деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными
источниками могут быть использованы против безопасности Российской
Федерации.
В
соответствии с примечанием к ст. 330.1 УК РФ под иностранными источниками
понимаются лица, указанные в ч. 1 ст. 3 ФЗ от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за
деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Согласно
данной норме к ним относятся: 1) иностранные государства; 2) органы публичной
власти иностранных государств; 3) международные и иностранные организации; 4)
иностранные граждане; 5) лица без гражданства; 6) иностранные структуры без
образования юридического лица; 7) иные.
Неисполнение
обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации
гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или
иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное
проживание в иностранном государстве (ст. 330.2 УК РФ).
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ, является установленный
порядок учета граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство)
иностранного государства, вид на жительство или иной действительный документ,
подтверждающий их право на постоянное жительство в иностранном государстве.
Объективная
сторона состава преступления заключается в неисполнении обязанности по
уведомлению государства, в лице его компетентных органов, о наличии у гражданина
Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, вида на
жительство или иного документа, подтверждающего право на его постоянное
проживание в иностранном государстве.
В
соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением граждан
Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации),
имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный
документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном
государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства
или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в
территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской
Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах
Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места
пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического
нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня
приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на
право постоянного проживания в иностранном государстве. Если такой гражданин Российской Федерации находится за
пределами Российской Федерации, он обязан подать соответствующее уведомление не
позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую
Федерацию.
Под
видом на жительство, а также иным действительным документом следует понимать
документ, подтверждающий право гражданина Российской Федерации на постоянное
проживание в иностранном государстве.
Преступление
имеет формальный состав, считается оконченным по истечении сроков, установленных
ст. 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
С
точки зрения буквального толкования ст. 330.2 УК РФ субъект преступления – лицо,
достигшее 16 лет. Вместе с тем данное преступление может быть совершено только
специальным субъектом – гражданином Российской Федерации, имеющим иное
гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ,
подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном
государстве.
Преступление,
предусмотренное ст. 330.2 УК РФ, следует разграничивать со сходным
административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.8.3 КоАП РФ. Согласно
данной норме административная ответственность предусмотрена за нарушение
установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской
Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на
жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его
постоянное проживание в иностранном государстве, выражающегося в несвоевременной
подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны
содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении
заведомо недостоверных сведений. Отграничение в данном случае следует проводить
по объективной стороне, а именно – по «неисполнению обязанности по подаче
уведомления» (ст. 330.2 УК РФ) и «несвоевременной подаче такого уведомления»
(ст. 19.8.3 КоАП РФ). Очевидно, что, если лицо вообще не исполняет возложенную
на него обязанность по подаче уведомления, это влечет уголовную ответственность.
В случае же, если им такое уведомление будет подано, но с нарушением
предусмотренных сроков, такое деяние влечет административную ответственность.
[1] Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.02.2019 № 81н «Об
утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть
заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций,
где предусматривается прохождение альтернативной гражданской
службы».