§ 2. Виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

 

§ 2. Виды преступлений против интересов службы

в коммерческих и иных организациях

 

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

Основным объектом данного преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительными объектами служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой деятельности коммерческих и иных организаций.

Коммерческими организациями в соответствии со ст. 50 ГК РФ являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, действие ст. 201 УК РФ распространяется и на предприятия, где собственником является государство или муниципальное образование. Так, в соответствии со ст. 113 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, что означает квалификацию злоупотреблений полномочиями лиц, выполняющих на этих предприятиях управленческие функции, по рассматриваемой статье УК РФ. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют собой особую форму коммерческой организации. Эта форма в соответствии с законом должна быть прямо зафиксирована в уставных документах. Именно они (документы, фиксирующие организационно-правовую форму), а не слова, употребляемые в названии организации, являются определяющими при решении вопроса о форме организации, предприятия.

К примеру, Пенсионный фонд Российской Федерации именуется "фонд", однако по своей организационно-правовой форме является учреждением. Поэтому работники Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие признаками, указанными в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, являются должностными лицами[1].

Иные организации, о которых говорится в диспозиции ч. 1 ст. 201 УК РФ, - это некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Действующий ГК РФ не включает в себя полного перечня форм некоммерческих организаций[2].

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и лишь соответствующую этим целям.

Злоупотребление полномочиями совершается вопреки законным интересам организации. Законность интересов прежде всего определяется исходя из положений действующего законодательства, иных нормативных правовых документов, учредительных документов, не противоречащих законам и учредительным документам, локальных документов организации, обычаев делового оборота. Поэтому законными следует признать интересы, вытекающие из указанных документов или не противоречащие им, в том числе по соблюдению порядка деятельности организации, порядка заключения сделок, обеспечению финансово-отчетной дисциплины и т.д.

Очевидно, что определение интересов той или иной организации следует осуществлять, соотнося их с целями конкретной организации. Так, основной целью коммерческой организации является извлечение прибыли, цели же некоммерческих организаций могут быть самыми различными.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Конкретные цели некоммерческой организации определяются в ее Уставе или ином внутреннем правовом акте.

Учитывая цель создания организации, можно сказать, что основной ее интерес состоит в достижении этой цели. Но интерес организации состоит и в нормальном ее функционировании (внутреннем и внешнем), укреплении и развитии, приобретении авторитета в различных сегментах общества. В то же время интерес любой организации состоит и в установлении оптимального сочетания достижения собственных интересов и интересов общества и государства. Подводя итог, можно сказать, что интерес организации следует рассматривать как достижение цели создания на основе обеспечения ее нормальной деятельности и в оптимальном сочетании с интересами общества и государства.

Говоря об оптимальном сочетании интересов, имеется в виду, что, хотя интересы любой организации не могут быть противопоставлены интересам общества и государства, они могут быть не тождественны им. Но сказанное в большей мере относится к коммерческим организациям, поскольку если говорить о некоммерческих организациях, то их цели в соответствии с законом всегда связаны с достижением общественных благ[3].

Интересы же коммерческих организаций не всегда совпадают с интересами общества и государства. К примеру, интересы получения большей прибыли (например, нефтяных компаний) могут корректироваться экспортными пошлинами, интересы получения большей прибыли за счет разового повышения цен на продукты питания могут корректироваться договоренностью с Правительством РФ об отложении времени повышения цен и т.д. Таким и иными способами может достигаться определенный баланс интересов между коммерческими организациями, обществом и государством.

В этой связи деяния, посягающие на иные интересы, например, государственные, общественные, не могут квалифицироваться по статьям о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Рассматривая вопрос об интересах коммерческих и иных организаций, следует обратить внимание на то, что в законе говорится о законных интересах. Поэтому деяние, совершенное хотя и вопреки интересам, например, коммерческой организации, но интересам незаконным, не может квалифицироваться по ст. 201 УК РФ.

Кроме того, положение закона об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации не следует понимать только как действие (бездействие), связанное с нарушением закона или других нормативных правовых актов. Преступление может быть совершено как путем нарушения закона, так и при соблюдении всех нормативных правовых предписаний. Для выполнения объективной стороны состава злоупотребления полномочиями не требуется, чтобы субъектом были нарушены какие-либо правовые нормы.

Иное истолкование рассматриваемых положений закона существенно и необоснованно сузило бы круг деяний, подпадающих под действие ст. 201 УК РФ. К примеру, заключение заведомо невыгодной для организации гражданско-правовой сделки при соблюдении всех правил и полномочий лица, выполняющего управленческие функции, с целью извлечения выгод для себя не образовывало бы рассматриваемого состава преступления.

Объективная сторона характеризуется как действием, так и бездействием виновного, которое выражается в использовании управленческих (служебных) полномочий вопреки законным интересам этой организации, общественно опасными последствиями и причинной связью между ними.

Использование полномочий вопреки законным интересам организации означает, что виновный формально действует (бездействует) в рамках служебных полномочий, но по существу эти действия (бездействия) не вызываются интересами организации, где он служит, и поэтому по существу являются незаконными.

Общественно опасные последствия законодатель сформулировал с помощью оценочной категории в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, что означает необходимость устанавливать их размер с учетом обстоятельств совершения конкретного преступления.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления общественно-опасных последствий в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Из судебной практики:

Б., будучи Председателем Правления, являлась единоличным исполнительным органом управления Банка, выполняла управленческие функции в коммерческой организации. В связи с этим, обладала достоверной информацией о неудовлетворительном финансовом положении кредитной организации, в том числе, о заключенных с контрагентами договорах и наличии неисполненных Банком обязательств по расчету с ними. Б., вопреки его законным интересам, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам организации, причиненного отчуждением имущества «…» (ООО) на которое могло быть обращено взыскание при удовлетворении требований кредиторов, , заключила договор об отступном, согласно условиям которого в счет оплаты услуг по заключенному ранее Банком -именуемым Должником, в её лице, договора купли-продажи оборудования с ООО С. - именуемом Кредитор, на сумму 8 271 814 рублей, предоставила взамен исполнения отступного в виде передачи в собственность Кредитору автомобиля Мерседес-Бенц S 500 4 MATIC, равной стоимости имеющейся задолженности по договору купли-продажи оборудования. При этом Б., действовала в целях извлечения выгод и преимуществ для третьих лиц в виде погашения имеющейся задолженности перед кредитором в лице ООО СК «А», лишая возможности включения ликвидного актива — транспортного средства Мерседес-Бенц S 500 4 MATIC, балансовой стоимостью 4 475 625 рублей, в конкурсную массу, за счет которого могли быть удовлетворены требования иных кредиторов Банка, то есть действовала вопреки законным интересам «…» (ООО), что повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам кредитной организации.

Пресненский районный суд г. Москвы признал Б. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, ее обязательным признаком выступает цель – извлечение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

Субъект преступления специальный, под которым понимается лицо выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечания к статье 285 настоящего Кодекса, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением.

Виновное лицо в этих организациях может выполнять:

- функции единоличного исполнительного органа;

- функции члена совета директоров;

- функции члена иного коллегиального исполнительного органа.

Также виновное лицо может осуществлять в этих организациях как на постоянной основе, так и временно, либо по специальному полномочию, административно-хозяйственные, либо организационно-распорядительные функции.

Наступление в результате деяния тяжких последствий охватывается ч. 2 ст. 201 УК РФ. Тяжкие последствия, является оценочной категорией. К таковым можно отнести причинение тяжкого вреда здоровью, банкротство юридического лица, прекращение деятельности организации.

 

Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

Развитие общественных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд обусловили необходимость внесения изменений Уголовного кодекса Российской Федерации, касающихся криминализации общественно опасных деяний, совершаемых в этой области, а также при выполнении государственного оборонного заказа. Так, 29 декабря 2017 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 469-ФЗ, вступивший в силу 9 января 2018 г., в соответствии с которым Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен ст. 201.1 "Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа". Данная статья, содержит специальную норму по отношению к общей норме, закрепленной в статье 201 УК РФ предусматривающей ответственность за злоупотребление. Она имеет более узкую сферу действия – выполнение государственного оборонного заказа.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой деятельности коммерческих и иных организаций в сфере выполнения государственного оборонного заказа.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ, составляют как действия, так и бездействия которые заключаются в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа. Диспозиция статьи 201.1 практически не отличается от диспозиции ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Из числа признаков преступления законодателем исключена специальная цель - нанесение вреда другим лицам, а из перечня общественно опасных последствий исключен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций. Спецификой объекта В то же время было добавлено указание на конкретную сферу общественных отношений, выполнение государственного оборонного заказа, действуя в рамках, которых, виновный совершает преступление.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, ее обязательным признаком выступает цель – извлечение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды и преимуществ для себя или других лиц.

Субъект преступления специальный он аналогичен ст. 201 УК РФ.

Уголовная ответственность наступает по п. а) ч. 2 ст. 201.1 УК РФ за преступление, совершенное организованной группой (ст. 35 УК РФ), по п. б) ч. 2 ст. 201.1 УК РФ повлекшее тяжкие последствия.

 

Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами

Представленная статья, содержит специальную норму по сравнению с общей, закрепленной в статье 201 УК РФ. Данная уголовно-правовая норма имеет более узкую сферу правового воздействия, но при этом охватывает два преступных посягательства: злоупотребление полномочиями частными нотариусами и злоупотребление полномочиями частными аудиторами.

В соответствии со ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате, от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

По данным Федеральной нотариальной палаты с апреля 2020 года в Российской Федерации государственные нотариальные конторы фактически прекратили существование. В России, как и в других странах континентальной правовой системы, действует внебюджетный, то есть частнопрактикующий нотариат латинского типа. То есть, нотариус осуществляет свою публично-правовую функцию от имени государства, и совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации, но при этом он полностью обеспечивает свою деятельность на принципах самофинансирования, без каких-либо бюджетных затрат. При этом частный нотариус действует объективно и независимо, в интересах защиты прав граждан и законных интересов собственника. Нотариус не является предпринимателем, так как может взимать только установленные законом тарифы и оплату услуг правового и технического характера, а также не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

Непосредственным объектом злоупотребления полномочиями частным нотариусом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере профессиональной деятельности нотариата.

Дополнительным объектом преступления являются общественные отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями частнопрактикующими нотариусами выражается в действиях (бездействиях) и состоит из трех элементов:

Использование частным нотариусом полномочий вопреки задачам своей деятельности;

Последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества, государства;

Причинная связь между поведением виновного и наступившими последствиям.

По конструкции состав материальный, так как в качестве обязательного признака объективная сторона рассматриваемого деяния включает наступление общественно опасного вреда указанным в законе интересам.

Злоупотребление полномочиями частнопрактикующим нотариусом может выражаться в незаконном удостоверении сделок, неправомерном использовании предоставленной информации, осуществлении посреднических функций, понуждении к совершению сделок, введении клиентов в заблуждение, составлении фиктивных завещаний, умышленном непринятии мер к охране наследственного имущества и т.д.

Под извлечением выгод и преимуществ для себя или других лиц понимается: желание получить имущественную выгоду либо избежать материальных затрат, скрыть обстоятельства, исключающие возможность занятия частной нотариальной деятельностью; сокрытие убытков или материального ущерба, причиненного в результате некомпетентного выполнения профессиональных действий; стремление извлечь выгоду неимущественного характера — карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой и т. д.

К числу обязательных признаков объективной стороны преступления относится причинение общественно опасных последствий в виде существенного вреда (представляет собой оценочную категорию) правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. К существенному вреду можно отнести вред, выразившийся в имущественном ущербе, утрате доказательств совершения сделки или иных нотариальных действий, проявившийся в засвидетельствовании незаконной сделки, утрате имущественных прав, прав на различные льготы, создании препятствия для осуществления государственными органами или общественными организациями социальных, экономических или иных функций и других последствий.

Из судебной практики: Так нотариус Д. от имени умершего лица произвел оформление завещания на имущество общей стоимостью более 4 миллионов рублей с внесенными в него заведомо недостоверными данными о распределении наследства между наследниками.

Черкесский городской суд признал Д. виновным по ч.1 ст.202 УК РФ за использование полномочий вопреки задачам своей деятельности, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, нанесения вреда другим лицам, с причинением существенного вреда правам и законным интересам граждан, а также охраняемым законом интересам общества и государства. И приговорил к штрафу 150 тыс. рублей.

Рассматривая второй состав, предусмотренный ст.202 УК РФ, а именно злоупотребление полномочиями частными аудиторами, необходимо отметить следующее. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

Аудитор, это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Законом дано определение аудита, – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В соответствии с законом аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

6) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

7) оценочную деятельность;

8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

По результатам аудиторской деятельности подготавливается аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

непосредственный объект злоупотребления полномочиями аудитором, являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении профессиональной аудиторской деятельности;

дополнительный объект — общественные отношения, содержанием которых являются законные права и интересы аудируемых лиц, либо третьих лиц, а также интересы общества и государства.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями частным аудитором заключается в использовании им полномочий вопреки задачам своей деятельности, в причинении последствий в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства и в причинной связи между ними.

Конструктивным признаком данного состава преступления является совершение общественно опасного деяния вопреки задачам аудиторской деятельности, что предполагает осуществление различного рода действий незаконного характера. В частности, можно выделить такие формы злоупотребления, как разглашение аудиторской тайны, искажение содержания бухгалтерско-финансовой отчетности экономических субъектов, дача заведомо неверной нормативноправовой оценки совершенных хозяйствующими субъектами финансовых и хозяйственных операций, совершение действий и оказание услуг ненадлежащего характера и ненадлежащим организациям, дача аудиторского заключения, составленного без проведения аудиторской проверки, и др. К злоупотреблениям такого рода можно отнести, например, выдачу ложного благоприятного заключения о деятельности и состоянии дел банка незадолго до его банкротства и, как следствие, нанесение убытков кредиторам, вкладчикам; подкуп аудитора с целью нанесения вреда имиджу конкурирующей компании посредством вынесения аудиторского заключения с негативной характеристикой и т.д.

Обязательным признаком объективной стороны злоупотребления полномочиями аудитором является причинение существенного вреда. Как правило, он характеризуется причинением материального и морального ущерба. Существенный вред может выражаться в причинении крупного материального ущерба (как в форме упущенной выгоды, так и в форме прямого ущерба) экономическим субъектам, в значительном ущербе гражданам, заключаться в банкротстве предприятия, потере рабочих мест, лишении налоговых и иных поступлений в доход государства, утрате организацией существующего положения на рынке, подрыве деловой репутации и других последствиях, оцениваемых судом.

Для квалификации деяния совершенного частным нотариусом или аудитором по признакам ст. 202 УК РФ, необходимо установить следующие обстоятельства:

1. Предоставленные полномочия использовались вопреки профессиональным задачам и функциям;

2. Лицо преследовало цель - извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесение вреда другим лицам, а также последствия в виде существенного вреда, причиненного действиями (бездействием).

Субъективная сторона выражается виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления специальный – частный нотариус или частный аудитор, правовой статус которых законодательно урегулирован.

Государственные аудиторы признаются должностными лицами и подлежат ответственности за злоупотребление должностными полномочиями по ст. 285 УК.

В ч. 2 ст. 202 УК установлена ответственность за совершение виновным лицом преступных действий в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица. Указанные квалифицирующие признаки имеют отношение только к деятельности частного нотариуса, поэтому рассматриваются исключительно в рамках анализируемого деяния.

Несовершеннолетними признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Возраст лица определяется датой рождения, а при разнице в часовых поясах между местом рождения и местом совершения противоправного деяния возраст должен определяться также с учетом указанных обстоятельств.

Лицо считается достигшим соответствующего возраста не вдень своего рождения, а после ноля часов, следующих за ним суток.

Недееспособным признается лицо, не способное в силу возраста или психического состояния приобретать своими действиями гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, признанное таковым по суду (при определении содержания признака «недееспособность» следует учитывать положения ст. 21 ГК).

Признак заведомости — особая характеристика интеллектуального момента умысла квалифицированного вида рассматриваемого состава. И м определяется сознательное отношение виновного к отдельным объективным признакам - несовершеннолетний возраст или недееспособность потерпевшего.

Указание на заведомость направленности посягательства на интересы несовершеннолетнего или недееспособного требует для вменения данного признака установления только прямого умысла в противоправном деянии, предусмотренного ст. 202 УК.

 

Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации составляют Конституция, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 N 2487-1, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под охранной деятельностью понимается охрана личных и имущественных прав.

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1. Сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2. Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3. Установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4. Выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5. Поиск без вести пропавших граждан;

6. Поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7. Сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

8. Поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1. Защита жизни и здоровья граждан;

2. Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3. Охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;

7. Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Законом определено, что частная охранная организация, это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией. Удостоверение частного охранника – документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг. Частный детектив – гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные Законом.

Обязательным условием для осуществления как детективной, так и охранной деятельности является наличие лицензии.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что виновный совершает такие действия по службе, которые явно выходят за пределы его полномочий. В результате этого существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Непосредственным объектом превышения полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления служащими частных охранных и детективных служб профессиональных услуг третьим лицам, в соответствии с задачами осуществляемой деятельности.

Дополнительный объект — общественные отношения, обеспечивающие охрану прав и законных интересов граждан, организаций, общества, государства.

Объективная сторона преступления состоит в действиях, выходящих за пределы полномочий, установленных российским законодательством, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Преступление, указанное в ч. 1 ст. 203 УК РФ, не предусматривает насильственного способа его совершения. Для привлечения виновного к уголовной ответственности достаточно установить факт совершения, детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий выходящих за пределы полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и зафиксировать наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, явившихся результатом его противоправного поведения.

По конструкции состав преступления ч. 1, ст. 203 УК РФ является материальным и считается оконченным в момент наступления указанных в статье последствий в виде существенного нарушения, который является обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления, прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Существенное нарушение — оценочная категория. В данном случае к существенным нарушениям можно относить, например, нарушение субъектом преступления конституционных прав и свобод человека и гражданина, материальные убытки, причиняемые виновным, создание помех работе государственных органов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, нарушение общественного порядка и т. п.

Применение насилия является одним из обязательных признаков объективной стороны рассматриваемого состава преступления. Под насилием понимается противоправное воздействие, психическое или физическое, на человека против его воли. Угроза применений насилия означает высказывание намерения применить насилие к потерпевшему, в том числе выраженное словами, жестами, демонстрация оружия, специальных средств, которые могли бы быть использованы в порядке реализации высказанного намерения. При этом угроза должна создавать у потерпевшего обоснованное представление об угрожающей ему опасности и реальной возможности немедленно привести ее в исполнение. Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (ст. 1 ФЗ об оружии).

Использование оружия или специальных средств — применение названных. предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, причинения боли, истязаний, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

Рассматриваемый квалифицирующий признак будет вменяться только в том случае, если применение насилия или угроза его применения, а также использование оружия или специальных средств повлекут тяжкие последствия.

Понятие тяжкие последствия относится к категории оценочных. Тяжкие последствия могут выражаться в причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) или причинении смерти потерпевшему (ст. 105 УК РФ). При квалифицирующих обстоятельствах, указанных в ст. 111 и 105 УК РФ, требуется квалификация по совокупности ч. 2 ст. 203 УК РФ и названных преступлений.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого или косвенного умысла. При этом виновный осознает общественную опасность своих действий и то, что они выходят за пределы полномочий, установленных законодательством РФ, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, предвидит, что в результате их совершения наступят общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) наступления этих последствий.

Мотивы и цели не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако могут быть учтены при назначении наказания.

По конструкции состав материальный, преступление признается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данное понятие является оценочным.

Субъект преступления – специальный: частный детектив или работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника. Совершение рассматриваемых действий сотрудниками службы (организации), не имеющей соответствующей лицензии, квалифицируется по иным статьям УК РФ.

Если нелицензированный детектив (в том числе с просроченной лицензией) либо лицо, не заключившие контракт с охранной организацией и не имеющее удостоверение частного охранника, в каком-либо случае будут выполнять детективные или охранные функции, их следует привлекать к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если же при этом было применено насилие в отношении граждан, то данные деяния должны квалифицироваться по совокупности с соответствующими статьями гл. 16 УК и ст. 171 УК.

Если превышение полномочий совершено с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекло тяжкие последствия, то ответственность наступает по ч. 2 ст. 203 УК РФ.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 203 УК РФ) деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, предполагает сочетание двух обязательных признаков:

1. Применение насилия или угрозы его применения либо использование оружия или специальных средств;

2. Обязательное наступление тяжких последствий. Последнее понятие относится к оценочным и предполагает, к примеру, причинение крупного материального ущерба, тяжкого вреда здоровью или смерти.

Под насилием понимается противоправное воздействие (психическое или физическое) на человека против его воли. Угроза применений насилия означает высказывание намерения применить насилие к потерпевшему, в том числе выраженное словами, жестами, демонстрация оружия, специальных средств, которые могли бы быть использованы в порядке реализации высказанного намерения. При этом угроза должна создавать у потерпевшего обоснованное представление об угрожающей ему опасности и реальной возможности немедленно привести ее в исполнение. Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (ст. 1 ФЗ Об оружии).

Использование оружия или специальных средств — применение названных, предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, причинения боли, истязаний, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

Рассматриваемый квалифицирующий признак будет вменяться только в том случае, если применение насилия или угроза его применения, а также использование оружия или специальных средств повлекут тяжкие последствия.

 

Статья 204. Коммерческий подкуп

В гл. 23 УК предусмотрена ответственность за преступления коррупционного характера - коммерческий подкуп (ст. 204 УК), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК) и мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК), опасность которых состоит в их направленности против правильного (законного) осуществления управленческой деятельности, в противоправном влиянии на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, которые подчиняют выполнение обязанностей по службе целям незаконного обогащения, а также на граждан, которые считают, что путем вручения незаконного вознаграждения они могут добиться желаемого результата.

Данные преступления соотносятся с соответствующими преступлениями взяточничества, закрепленными в статьях гл. 30 УК. При конструировании норм в ст. ст. 204, 204.1 и 204.2 УК законодатель использовал идентичные приемы юридической техники, что и в соответствующих статьях о взяточничестве в гл. 30 УК.

Непосредственным объектом коммерческого подкупа являются, охраняемые уголовным законом общественные отношения, складывающиеся по поводу нормального функционирования управленческого аппарата коммерческой или иной организации.

Анализируемые преступления содержат в качестве обязательного признака состава предмет преступления: деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также незаконное оказание лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление лицу выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации в качестве предмета подкупа любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, исполнение обязательств перед другими лицами).

В тех случаях, когда предметом коммерческого подкупа являются имущественные права, у лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, получившего такое незаконное вознаграждение, возникает возможность вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в свою пользу имущественных обязательств, получать доходы от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав и др.

Переданное в качестве предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения специалиста или эксперта.

Ответственность за коммерческий подкуп дифференцируется в зависимости от размера коммерческого подкупа (примечание 1 к ст. 204 УК), который законодательно установлен:

1. В размере, не превышающем 10 тыс. руб. (ст. 204.2 УК);

2. В значительном размере (ч. 2 ст. 204, ч. 6 ст. 204, ч. 1 ст. 204.1 УК);

3. В крупном размере (ч. 3 ст. 204, ч. 7 ст. 204, ч. 2 ст. 204.1 УК);

4. В особо крупном размере (ч. 8 ст. 204, ч. 8 ст. 204, ч. 3 ст. 204.1 УК).

Статья 204 УК (коммерческий подкуп) содержит два самостоятельных преступления, представленные в разных ее частях: передача коммерческого подкупа (ч. 1) и получение коммерческого подкупа (ч. 5), которые надлежит разграничивать по объективной стороне и субъекту преступления.

Объективная сторона передачи ч. 1- 4 состоит в незаконной вручение лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации предмета преступления за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Объективная сторона получения коммерческого подкупа по ч. 5—8 выражается в незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации предмета преступления за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Получением является принятие денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера либо иного имущественного права, независимо от способа такого принятия.

Получение коммерческого подкупа в виде незаконного предоставления лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, имущественных прав предполагает возникновение у этого лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Квалифицирующие признаки значительного, крупного и особо крупного размеров отражены в прим. 1 к ст. 204 УК, согласно которому таковыми признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб., превышающие 150 тыс. руб. и превышающие 1 млн руб. соответственно.

За передачу коммерческого подкупа лицо может быть освобождено от уголовной ответственности (примечание 2 к ст. 204 УК) по основаниям, совпадающими с представленными в примечании к ст. 291 УК.

Посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК) вне зависимости от конкретной формы есть связующее звено между лицом, передающим предмет коммерческого подкупа, и получателем предмета коммерческого подкупа.

В примечании к ст. 204.1 УК размещена норма об освобождении от уголовной ответственности за посредничество в коммерческом подкупе, которая содержит основания, аналогичные тем, которые изложены в примечании к ст. 291.1 УК.

Мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК) представляет собой специальные разновидности коммерческого подкупа (ч. ч. 1 и 5 ст. 204 УК), разграничение между которыми проводится в зависимости от размера вознаграждения как предмета преступления. Признаки мелкого коммерческого подкупа (ч. 1 ст. 204.2 УК) совпадают с признаками простых составов его получения и передачи (ч. ч. 1 и 5 ст. 204 УК).

Квалифицирующий признак - совершение лицом, имеющим судимость за преступления, предусмотренные ст. ст. 204, 204.1 УК.

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за коммерческий подкуп в размере, не превышающем 10 тыс. руб., по условиям примечания к ст. 204.2 УК, которые аналогичны тому, что изложены в примечании 2 к ст. 204 УК.

В организованную группу могут входить лица, как выполняющие, так и не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 или п. «а» ч. 7 ст. 204 УК. Преступление также признается оконченным с момента передачи или принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Под незаконными действиями (бездействием) понимается такое поведение лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое выходит за рамки его служебных полномочий, либо действия (бездействие), входящие в полномочия виновного, но при данных обстоятельствах не имеющие оснований для их совершения.

Заведомое знание виновного о том, что предмет подкупа передается в связи с совершением незаконных действий, является обязательным признаком субъективной стороны преступления и свидетельствует о прямом умысле на его совершение (данное обстоятельство необходимо учитывать только при квалификации действий лица, передающего предмет коммерческого подкупа).

Под вымогательством предмета коммерческого подкупа (п. «б» ч. 7 ст. 204 УК) понимается не только требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (п. 18 ППВС № 24-2013).

При квалификации действий виновного по п. «б» ч. 7 ст. 204 УК не имеет значения, была ли у него реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, были основания опасаться осуществления этой угрозы.

Если лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в процессе вымогательства предмета коммерческого подкупа совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по ст. 201 УК.

Получение и дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считаются оконченными с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично виновному лицу, зачисления с согласия этого лица на указанный им счет, "электронный кошелек"). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу предмета коммерческого подкупа в случае, когда согласно предварительной договоренности лицо передающее предмет коммерческого подкупа, помещает ценности в условленное место, к которому у лица, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации имеется доступ либо доступ обеспечивается им или иным лицом после помещения ценностей. Действия лиц, осуществляющих при аналогичных обстоятельствах передачу и получение предмета коммерческого подкупа, подлежат квалификации по соответствующей части статьи 204 УК РФ также без ссылки на статью 30 УК РФ.

Если лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, действия лица, передающего незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное ч.ч. 1 – 4 ст. 204, ст. 204.2 УК РФ в части передачи предмета коммерческого подкупа.

Содеянное следует также квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп и в случае, когда условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были направлены на их передачу или получение.

Получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к коммерческому подкупу ч. 1 ст. 30 УК и соответственно ч. 3 - 4 или части 7 – 8 ст. 204 УК РФ).

В прим. 2 к ст. 204 УК формулируются основания освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации. Данное лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о факте коммерческого подкупа стало известно органам власти.

Субъективная сторона коммерческого подкупа (дача и получение) характеризуется умышленной виной. Характерными признаками данного преступления являются корыстные цели и мотивы его совершения.

При совершении преступления, предусмотренного ч. 1-4, лицо действует с прямым умыслом и специальной целью. Виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество, незаконно оказывает ему услугу имущественного характера либо предоставляет иные имущественные права, и желает совершить эти действия, а также преследует цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в его интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым служебным положением в коммерческой или иной организации.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 204-204.2 характеризуется прямым умыслом.

Субъектом передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Субъект получения незаконного имущественного вознаграждения — специальный. Таковым признается лицо, выполняющее управленческие функции «коммерческой или иной организации и обладающее признаками, которые отражены в прим. 1 к ст. 201 УК.

Из судебной практики: Генеральный директор ООО «А» А. с целью обеспечения предприятию победу в тендере на выполнение работ по монтажу инженерных сетей очистных сооружений на сумму более 12 млн. рублей обратился к своему знакомому Иванову М., предложив ему за вознаграждение выступить посредником в передаче денежных средств должностным лицам крупного комбината за победу в вышеуказанном тендере. В целях реализации преступного умысла Иванов М. просил должностных лиц комбината за вознаграждение в сумме 600 тыс. рублей принять решение по тендеру в пользу ООО «А» и заключить контракт.

После чего, Иванов М. лично часть коммерческого подкупа в размере 50 тыс. рублей передал сотруднику комбината, действующему в рамках оперативно-розыскного мероприятия, для их передачи вышестоящим должностным лицам, полномочным утверждать победителя тендера и заключать контракт. После этого Иванов М. был задержан сотрудниками правоохранительных органов.

Колпинский районный суд города Санкт Петербурга признал Иванова М. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе в крупном размере), и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 450 тыс. рублей.

 



[1] Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 11.

[2] Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

[3] См.: часть 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.