§ 12. Присвоение полномочий должностного лица
§
12. Присвоение полномочий должностного лица
Объективная
сторона присвоения полномочий должностного лица (ст. 288 УК) включает следующие
обязательные признаки:
а)
присвоение полномочий должностного лица и совершение, в связи с этим
определенных действий;
б)
наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав
и законных интересов граждан или организаций;
в)
наличие причинной связи между присвоением полномочий должностного лица,
совершением, в связи с этим определенных действий и существенным нарушением прав
и законных интересов граждан или организаций.
Присвоение
полномочий должностного лица (ст. 288 УК) состоит в том, что виновный, являясь
государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом,
нарушая установленный порядок или не имея надлежащим образом оформленного
специального полномочия (самовольно), путем обмана выдает себя за представителя
власти либо иное должностное лицо и осуществляет свойственные им функции.
Например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у
него должностных полномочий, при этом для убедительности предъявляет подложные
документы (например, удостоверение), либо использует форменную одежду и т. п.
Основным
объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы
в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и
управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные
права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные
интересы граждан и организаций.
Примерами
преступных действий по ст. 288 УК, могут быть факты присвоения полномочий
сотрудников органов внутренних дел или Следственного комитета и незаконное
проведение административных или процессуальных действий в отношении лица (личный
обыск, обыск в жилище, избрание меры пресечения и т.д.). Наряду с этим, виновным
могут присваиваться полномочия должностных лиц надзорных, контролирующих органов
и совершение от их имени действий, связанных с приостановлением деятельности
какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; изъятие важных
правоустанавливающих документов и т.д.
Совершение
подобных действий должно за собой повлечь общественно опасные последствия в виде
существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций
(например, нарушение конституционных прав и свобод человека, существенные убытки
или полученный значительный материальный ущерб гражданами или организациями).
Отсутствие
указанных в диспозиции статьи опасных последствий исключает ответственность по
ст. 288 УК и речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, например,
получение якобы государственным инспектором труда взятки от руководителя
организации, нарушившего трудовое законодательство, не влечет существенного
нарушения прав этого руководителя, поскольку освобождает его от обязанности
подвергнуться административной ответственности. Однако получение взятки под
угрозой составить протокол о нарушении правил трудового законодательства (т.е. с
вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения необходимо
рассматривать как существенное нарушение прав гражданина.
Если
присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом, либо совершается с
использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно
квалифицируется соответственно по ст. ст.
292 или 327
УК.
Для
квалификации действий лица по ст. 288 УК необходимо установить, для совершения
каких дальнейших действий осуществлялось присвоение полномочий должностного
лица, т.к. одно лишь объявление себя должностным лицом или простая демонстрация
подложного удостоверения и (или) форменной одежды не образует состава
рассматриваемого преступления.
По
конструкции объективной стороны состав преступления материальный, преступление
окончено с момента наступления существенного нарушения прав и законных интересов
граждан или организаций.
Субъективная
сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Лицо осознает, что
незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с
этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут
быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций,
желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к
нему безразлично.
Субъект
преступления специальный - это государственный служащий (федеральный
государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий
органа местного самоуправления, не являющиеся должностным
лицом.
При
определении субъекта преступления в каждом конкретном случае необходимо
устанавливать, соответствует ли виновное лицо требованиям государственного или
муниципального служащего, указанным в Федеральных законах Российской Федерации:
от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации», от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
Российской Федерации».
Реестр
должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на
федеральном уровне (см. Указ
Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574), реестр должностей государственной
гражданской службы субъекта РФ - на уровне субъекта РФ.
При
установлении субъекта преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ необходимо
учитывать, что государственные служащие и служащие органов местного управления,
не являющиеся должностными лицами - это служащие, не осуществляющие функции
представителя власти и не выполняющие в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ,
других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и
административно-хозяйственные функции.
Лица,
исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных
и муниципальных органов, государственными и муниципальными служащими не
являются, поэтому при наличии к тому оснований могут нести ответственность по
ст. 159 УК и другим статьям уголовного кодекса, за исключением ст.
288 УК. В связи с этим, состав преступления, предусмотренного ст. 288
УК, необходимо отграничивать от ст. 159 (мошенничество), как по субъекту
преступления (по ст. 288 УК субъект специальный), так и по объективной стороне.
Если по ст. 288 УК это в первую очередь присвоение полномочий должностного лица,
по ст. 159 УК первичным выступает хищение чужого
имущества.