§ 4. Характеристика отдельных видов наказания.
§
4. Характеристика
отдельных видов наказания
1.
Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных
УК.
Штраф
устанавливается в размере:
1)
от пяти тысяч до пяти миллионов рублей;
2)
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух
недель до пяти лет;
3)
либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме
коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного
управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц,
представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно
перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.
Штраф
в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться
только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной
части УК, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины,
кратной сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы,
контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных
уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или
сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных
инструментов.
Штраф,
исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, подкупа
работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по
осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы
заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств
и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до
стократной суммы таких подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных
денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее
двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей (Федеральный
закон от 23.04.2018 г. № 99-ФЗ).
Размер
штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и
имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности
получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же
обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными
частями на срок до пяти лет.
Штраф
в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях,
предусмотренных соответствующими статьями Особенной части
УК.
В
случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного
наказания, за исключением случаев назначения штрафа в размере, исчисляемом
исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа
или взятки, штраф заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы.
В
случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из
величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки,
назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в
пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части
настоящего Кодекса. При этом назначенное наказание не может быть
условным.
Вопросы
назначения штрафа разъясняются в ППВС «О практике назначения судами Российской
Федерации уголовного наказания» от 22.12.2015 г. № 58.
2.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной
службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной
профессиональной или иной деятельностью.
Лишение
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного
вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве
дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных
соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается
на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида
наказания.
Лишение
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда
оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в
качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и
степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного
суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью.
В случае назначения этого вида наказания
в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам,
ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с
момента вступления приговора суда в законную силу.
В
случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту,
содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению
свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов
наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их
отбытия.
3.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и
государственных наград. При осуждении за совершение тяжкого или особо
тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его
специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных
наград.
При
условном осуждении в приговоре должно быть указано, почему невозможно сохранение
подсудимому соответствующего звания или классного чина и наград при
одновременном применении к нему условного осуждения.
Перечень правоограничений, указанных в
ст. 48 УК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Суд
не вправе лишать осужденного ученых степеней, ученых званий и других званий,
носящих квалификационный характер.
В
соответствии со ст. 13 ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ в соответствии с федеральными законами о
видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную
службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и
специальные звания.
Воинскими
являются звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации и других
военизированных формированиях согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе».
Вопрос
о лишении званий может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и
ушедших в запас или отставку.
Присвоение
специальных званий предусмотрено:
1)
Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010
г. № 403-ФЗ;
2)
Федеральным законом «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ;
3)
Федеральным законом «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской
Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 19.07.2018
г. № 197-ФЗ;
4)
Федеральным законом «О службе в федеральной противопожарной службе
Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2016 г. №
141-ФЗ;
5)
Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от
30.11.2011 г. № 342-ФЗ;
6)
Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской
Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ;
7)
Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от
21.07.1997 г. № 114-ФЗ.
К
почетным званиям относятся присваиваемые в порядке, установленном Положением о
почетных званиях, утвержденном Указом Президента РФ «Об установлении почетных
званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания
нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» от 30.12.1995 г. №
1341, звания, отражающие заслуги гражданина в определенной сфере деятельности,
установленные в целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство и
многолетний добросовестный труд (к примеру, заслуженный юрист РФ, народный
учитель РФ, заслуженный деятель науки РФ и т.д.).
Классные
чины в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения
классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
федеральным государственным гражданским служащим» от 01.02.2005 г. № 113,
присваиваются некоторым категориям государственных служащих (к примеру,
Государственный советник 1,2,3 классов и т. п.). В соответствии с
действующим законодательством классные чины могут иметь и другие наименования. К
примеру, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января
1992 года прокурорам и некоторым другим работникам органов прокуратуры могут
присваиваться такие классные чины, как старший советник юстиции, советник
юстиции и т. п.
В
соответствии с Указом Президента Указ Президента РФ «О мерах по
совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»
(вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации»,
«Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской
Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации,
описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных
знаков к почетным званиям Российской Федерации») от 07.09.2010 г. № 1099,
государственными наградами Российской Федерации являются звание Героя Российской
Федерации, ордена, медали, знаки отличия и почетные звания Российской
Федерации.
4.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от
основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид
обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами
местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными
инспекциями.
Обязательные
работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти
часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
В случае злостного уклонения осужденного
от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или
лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал
обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или
лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения
свободы за восемь часов обязательных работ.
Обязательные
работы не назначаются:
лицам,
признанным инвалидами первой группы;
беременным
женщинам;
женщинам, имеющим детей в возрасте до
трех лет;
военнослужащим, проходящим военную службу
по призыву;
военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и
сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили
установленного законом срока службы по призыву.
5.
Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место
работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы,
отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий
основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых
органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными
инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Исправительные работы устанавливаются на
срок от двух месяцев до двух лет.
Из
заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в
доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от
пяти до двадцати процентов.
В случае злостного уклонения осужденного
от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание
принудительными работами или лишением свободы из расчета один день
принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных
работ.
Исправительные
работы не назначаются:
1) лицам, признанным
инвалидами первой группы;
2) беременным
женщинам;
3) женщинам, имеющим
детей в возрасте до трех лет;
4) военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву;
5) военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и
сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили
установленного законом срока службы по призыву.
6.
Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет
в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за
совершение преступлений против военной службы, а также осужденным
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных
работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части
УК.
Из денежного довольствия осужденного к
ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в
размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов.
Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности,
воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для
присвоения очередного воинского звания.
При
назначении наказания в виде ограничения по военной службе по совокупности
преступлений и совокупности приговоров применяются правила назначения по
совокупности преступлений и совокупности приговоров наказания в виде
исправительных работ.
7.
Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному
следующих ограничений:
1)
не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время
суток;
2)
не посещать определенные места, расположенные в пределах территории
соответствующего муниципального образования;
3)
не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального
образования;
4)
не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в
указанных мероприятиях;
5)
не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без
согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за
отбыванием осужденными наказания в виде ограничения
свободы.
При
этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный
государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания
в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.
Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или
пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа,
а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального
образования является обязательным.
Ограничение
свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве
основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления
средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве
дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в
случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части
УК.
В период отбывания ограничения свободы
суд по представлению специализированного государственного органа,
осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения
свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному
ограничения.
Надзор
за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке,
предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации,
а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В
случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы,
назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению
специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за
отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить
неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из
расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один
день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Ограничение
свободы не назначается:
военнослужащим;
иностранным
гражданам;
лицам
без гражданства;
лицам,
не имеющим места постоянного проживания на территории Российской
Федерации.
8.
Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в
случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, за
совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого
преступления впервые.
Если,
назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности
исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения
свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы
принудительными работами.
При
назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет, за
исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными
работами в соответствии со статьей 80 УК, принудительные работы не
применяются.
Принудительные работы заключаются в
привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами
уголовно-исполнительной системы.
Принудительные
работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением
случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в
соответствии со статьей 80 УК.
Из заработной платы осужденного к
принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые
на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной
системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до
двадцати процентов.
В
случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания
осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий
отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением
свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных
работ.
Принудительные
работы не назначаются:
1.
несовершеннолетним;
2.
лицам,
признанным инвалидами первой или второй группы;
3.
беременным
женщинам;
4.
женщинам,
имеющим детей в возрасте до трех лет;
5.
женщинам,
достигшим пятидесятипятилетнего возраста;
6.
мужчинам,
достигшим шестидесятилетнего возраста;
7.
военнослужащим.
9.
Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от
общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае
замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть
назначен на срок менее одного месяца.
Арест
не назначается:
1.
лицам,
не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего
возраста;
2.
беременным
женщинам;
3.
женщинам,
имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.
4.
Военнослужащие
отбывают арест на гауптвахте.
5.
Содержание
в дисциплинарной воинской части
10.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную
службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на
момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока
службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до
двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной
части УК за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях,
когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности
замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в
дисциплинарной воинской части на тот же срок.
При
содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок
содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день
лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской
части.
11.
Лишение свободы на определенный срок, заключается в изоляции осужденного
от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в
воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную
колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Наказание
в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые
преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств,
предусмотренных ст. 63 УК, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст.
228 (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка
наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные
приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства
или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или
психотропные вещества), ч. 1 ст. 231 (незаконное культивирование растений,
содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры)
и ст. 233 УК (незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов,
дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ), или
только если соответствующей статьей Особенной части УК лишение свободы
предусмотрено как единственный вид наказания.
Лишение
свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати
лет.
При
частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по
совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более
двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров — более тридцати
лет.
В случае совершения хотя бы одного из
преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5,
частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 210, статьей
210.1, частью четвертой статьи 211, статьями 277, 278, 279, 353, 356, 357, 358,
360 и 361 УК, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при
назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения
свободы не может быть более тридцати лет, а по совокупности приговоров —
более тридцати пяти лет.
12.
Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких
преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких
преступлений против здоровья населения и общественной нравственности,
общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не
достигших четырнадцатилетнего возраста.
Пожизненное
лишение свободы не назначается:
1.
женщинам;
2.
лицам,
совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
3.
мужчинам,
достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего
возраста.
13.
Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена
только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
Смертная
казнь не назначается:
1.
женщинам;
2.
лицам,
совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
3.
мужчинам,
достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего
возраста;
4.
лицу,
выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного
преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или
на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством
иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим
лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является
условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным
основаниям.
Смертная казнь в порядке помилования
может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок
двадцать пять лет.
Постановлением
от 11 мая 2017 года № 13-П Конституционный Суд дал оценку конституционности п. 1
ч. 3 ст. 31 УПК. Оспоренное нормативное положение являлось предметом
рассмотрения постольку, поскольку — с учетом ч. 2 ст. 57 и ч. 2 ст. 59 УК,
согласно которым женщинам пожизненное лишение свободы или смертная казнь не
назначаются, — им исключается возможность рассмотрения по ходатайству
обвиняемого судом в составе судьи верховного суда республики, краевого,
областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати
присяжных заседателей уголовного дела о преступлении, предусмотренном п. «б» ч.
4 ст. 229.1 УК, применительно к случаям, когда в совершении такого преступления
обвиняется женщина.
Конституционный
Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской
Федерации в той мере, в какой им исключается возможность рассмотрения судом в
обозначенном составе уголовного дела по обвинению женщины в совершении
указанного преступления, притом что уголовное дело по обвинению мужчины в
совершении такого преступления при тех же условиях может быть рассмотрено судом
в данном составе.
Конституционный
Суд указал при этом, что женщине, обвиняемой в преступлении, за совершение
которого в качестве наиболее строгого вида наказания соответствующей статьей
(частью статьи) УК предусматривается пожизненное лишение свободы или смертная
казнь, должно предоставляться право на рассмотрение ее уголовного дела тем же
судом и в таком же составе, что и мужчине.
С
учетом того что Россия в январе 1996 г. была принята в Совет Европы, возник
вопрос о разработке и принятии законов о приостановлении исполнения приговоров,
по которым назначена смертная казнь, а в дальнейшем — об отмене смертной казни,
поскольку в соответствии с Конституцией смертная казнь является временной мерой
наказания и применяется впредь до полной ее отмены (ч. 2 ст. 20
Конституции).
Президентом
РФ 16 мая 1996 г. был издан Указ № 724 «О поэтапном сокращении применения
смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». 27 февраля 1997 г.
Президентом РФ издано распоряжение № 53-рп «О подписании Протокола № 6
(относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите
прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.», и 5 мая 1997 г. этот
Протокол от имени Российской Федерации подписан постоянным представителем России
в Совете Европы. Протокол № 6 к Европейской конвенции рекомендует отмену
смертной казни в государстве в мирное время.
Вместе
с тем судам следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ принял
Постановление от 02.02.1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности
положений статьи 41 и части 3 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР,
пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. «О порядке
введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с
запросом Московского городского суда и ряда граждан», которым п. 1 Постановления
Верховного Совета РФ от 16.07.1993 г. в той мере, в какой он далее не
обеспечивает на всей территории РФ реализацию права обвиняемого в преступлении,
за совершение которого уголовным законом в качестве исключительной меры
наказания установлена смертная казнь, на рассмотрение его дела судом с участием
присяжных заседателей, признан не соответствующим Конституции, ее ст. ст. 19, 20
и 46.
Решение
Конституционного Суда Российской Федерации вступает в силу немедленно после его
провозглашения и до введения в действие соответствующего федерального закона,
обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за
совершение которого федеральным законом в качестве меры наказания установлена
смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных
заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от
того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией
в составе трех профессиональных судей либо судом в составе судьи и двух народных
заседателей.
Федеральным законом от 27.12.2006 г. №
241-ФЗ была изменена ст. 8 Федерального закона «О введении в действие
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». В этой статье определено
время введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ.
Последней датой введения суда присяжных значится 1 января 2010 г., когда такой
суд был введен в Чеченской Республике.
При
этом следует иметь в виду, что 30 марта 1998 г. был принят Федеральный закон №
54-ФЗ «О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и
протоколов к ней». Этим Законом была ратифицирована Конвенция и ряд протоколов,
в число которых Протокол № 6 не вошел. Не ратифицирован он и в настоящее время.
Таким образом, наличие в УК РФ наказания в виде смертной казни является вполне
легитимным.
Однако
по вопросу о применении смертной казни в настоящее время высказана правовая
позиция Конституционного Суда РФ.
В
соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. №
1344-О-Р установлено, что положения п. 5 резолютивной части Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 3-П в системе
действующего правового регулирования, на основе которого в результате
длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые
гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился
конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом
международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской
Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену
смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер
(«впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного
периода, т. е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 (ч. 2) Конституции
Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части,
касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории
Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в
том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта
присяжных заседателей. Таким образом, смертная казнь в России не может
применяться и в будущем.
Как
отмечалось выше, смертная казнь является исключительным наказанием. Исправление
судебной ошибки в случае исполнения смертной казни невозможно. Поэтому
законодателем предусмотрены не только особые условия назначения смертной казни,
но и особая процедура исполнения смертной казни, которая в максимальной степени
позволила бы такую ошибку исключить. Эта процедура регламентирована
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
Смертная
казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в
отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в
отсутствие остальных.
При
исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в
котором исполняется смертная казнь, и врач.
Наступление
смерти осужденного констатируется врачом. Об исполнении приговора суда
составляется протокол, который подписывается лицами, присутствующими при
исполнении наказания.
Администрация
учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность
об исполнении наказания суд, вынесший приговор, а также одного из близких
родственников осужденного.