§ 4. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации

 

§ 4. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации

 

Уголовный закон имеет определенные пределы действия в пространстве, выражающиеся в установленных принципах, таких как:

1) территориальный принцип;

2) принцип дипломатического и иных иммунитетов;

3) покровительственный принцип;

 4) принцип гражданства;

 5) реальный;

 6) универсальный;

7) выдачи преступника.

Через содержание этих принципов определяется объем уголовной юрисдикции государства в отношении лиц, находящихся как на территории государства, так и за пределами этой территории.

Для определения пределов действия властных полномочий государства и его законодательства имеет значение термин юрисдикция (лат. jurisdictio — судопроизводство, от jus — право и dico — говорю) — предусмотренное законом или иным правовым актом правомочие государственного органа давать оценку поведению субъекта правовых отношения как правомерному, так и неправомерному, разрешать юридические споры, применять юридические санкции к субъекту, не выполняющему юридические обязанности или совершившему правонарушение.

По действию в пространстве выделяют территориальную и экстерриториальную юрисдикцию.

Территориальная юрисдикция означает распространение го­сударственной власти на всех лиц, находящихся на его территории. Территориальная юрисдикция распространяется на лиц независимо от их гражданства (подданства). Все лица обязаны соблюдать законы этого государства и подчиняться предписаниям его государственных органов и уполномоченных должностных лиц.

Экстерриториальная юрисдикция состоит в распространении правовых норм государства на деяния, совершенные вне пределов этого государства: на территории иностранного государства, в открытом водном или воздушном пространстве, в космосе, Антарктиде.

В соответствии с территориальным принципом действия уголовного закона в пространстве, основанным на незыблемости суверенитета Российской Федерации, все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве сформулирован в ч. 1 ст. 11 УК РФ.

Таким образом, действие уголовного законодательства Российской Федерации распространяется на всю территорию Российской Федерации. Другими словами уголовная юрисдикция Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Под территорией Российской Федерации понимается сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. В ст. 1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 установлено, что Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы.

В соответствии со ст. 1 Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 г. под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100—110 км над уровнем моря.

Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиеся в космическом пространстве.

Водную территорию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер.

К территориальному морю Российской Федерации относится примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых по линии наибольшего отлива вдоль берега, указанной на официально изданных в Российской Федерации морских картах, а также по ряду других критериев, перечисленных в ст. 4 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии — согласно общим принципам и нормам международного права, ширина территориальных вод может быть установлена иной.

К внутренним морским водам относятся воды:

1) портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

2) заливов бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

3) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа и них не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления регулируется Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ (с последующими изменениями).

В ст. 67 Конституции Российской Федерации устанавливается, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В ч. 2 ст. 11 УК РФ указывается, что преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие Уголовного кодекса Российской Федерации распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Понятие континентального шельфа дается в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ (с последующими изменениями). Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, обладающий особым правовым режимом, установленным Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ (с последующими изменениями), международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 11 УК РФ установлено, что лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По Уголовному кодексу РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Территория посольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем указанные объекты пользуются дипломатическим иммунитетом.

Действие уголовного законодательства по кругу лиц на территории Российской Федерации распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Вопросы гражданства регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ. Под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иностранным гражданином является лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства является лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Также выделяются лица с двойным гражданством, т. е. граждане Российской Федерации, обладающие гражданством (подданством) иностранного государства. В соответствии со ст. 6 вышеназванного закона гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Особые правовые положения о двойном гражданстве устанавливаются в настоящее время только Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (г. Москва 7 сентября 1995 г.). Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (г. Ашхабад 23 декабря 1993 г.) с 18 мая 2015 г. не действует. Иные международные договоры и соглашения, регулирующие вопросы двойного гражданства, Российской Федерацией до настоящего времени не заключались, поэтому все граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, рассматриваются только как граждане России. Уголовное законодательство распространяет действие на таких лиц, как на граждан Российской Федерации.

В ч. 4 ст. 11 УК РФ установлено, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Из этих положений вытекает принцип дипломатического и иных иммунитетов. Принцип дипломатического иммунитета означает, что лицо, которое имеет такой иммунитет, в случае совершения преступления на территории Российской Федерации не подлежит уголовной ответственности по уголовному законодательству Российской Федерации, а Российская Федерация не осуществляет уголовное преследование таких лиц. Следует иметь в виду, что наличие иммунитета от уголовного преследования не является основанием для освобождения такого лица от уголовной ответственности. По общему правилу такие лица за преступления, совершенные на территории Российской Федерации, должны нести ответственность на территории и по законодательству страны, гражданами которой они являются.

Среди уголовно-правовых иммунитетов выделяются: дипломатический иммунитет, консульский иммунитет, иммунитет международных организаций и их персонала, иммунитет специальных миссий.

Дипломатический иммунитет основан на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях (г. Вена, 18 апреля 1961 г.). Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Кроме того иммунитетом пользуются:

1) члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания;

2) административно-технический персонал представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно;

3) члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей;

4) домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, могут пользоваться иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.

Дипломатическим агентом является глава представительства или член дипломатического персонала представительства. В Указе Президиума ВС СССР «Об утверждении положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик» от 23 мая 1966 г. № 4961-VI разъясняется, что главой дипломатического представительства является посол или посланник. Советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты являются членами дипломатического персонала представительства. В состав дипломатического персонала представительства входят также заместители торговых представителей, помощники военных, военно-морских и военно-воздушных атташе.