§ 3. Амнистия

 

§ 3. Амнистия

 

1. В УК РФ 1996 г. впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции России обладает нижняя палата российского парламента — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам. Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к инвалидам I или II группы и т.д. При этом лица, к которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

Институт амнистии в российском уголовном праве имеет довольно спорный характер, обусловленный его дуалистичной политико-правовой природой. Исходя из теории уголовного права, целями уголовной ответственности являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Освобождается об уголовной ответственности и (или) наказания лицо, совершившее преступление, только в случаях: 1) его активного поведения, направленного на заглаживание причиненного вреда, свидетельствующего об исправлении лица, возмещении им вреда, причиненного преступлением; 2) наличия объективных обстоятельств, связанных с личностью виновного (болезнь, беременность, наличие малолетних детей и т. д.); 3) наличие объективных обстоятельств, не связанных с личностью виновного (истечение сроков давности, изменение обстановки и т. п.). Институт же амнистии предусматривает возможность освобождения от наказания или уголовной ответственности неопределенного круга лиц, совершивших преступления. При этом никаких обстоятельств, свидетельствующих об исправлении лица, заглаживании им вины, достижении целей уголовной ответственности нет, также отсутствуют и обстоятельства объективного характера, с которыми обычно связаны институты освобождения от уголовной ответственности и наказания. Законодатель своим волевым решением освобождает преступников от уголовной ответственности, что противоречит задачам уголовного законодательства, целям уголовной ответственности. При этом законодатель не связан никакими правовыми рамками, с формально-юридической точки зрения он может освободить от уголовной ответственности любое лицо, совершившее любое преступление, в том числе тяжкое и особо тяжкое. Таким образом, законодатель, применяя институт амнистии, преследует политические, внеправовые цели, не имеющие отражения в уголовном законодательстве. В этом заключается, на наш взгляд, противоречивый характер института амнистии в российском праве.

Другим аспектом рассматриваемой проблемы является спорный характер института амнистии в свете теории разделения властей, которая положена в основу современного российского законодательства. В чистом виде эта теория предусматривает независимость каждой из ветвей власти от другой и недопустимость вмешательства одной ветви власти в сферу применения другой ветви власти. Институт же амнистии предусматривает возможность вмешательства законодательной власти в дела судебной власти. Указанное обстоятельство также свидетельствует о проблемном характере института амнистии.

Еще один аспект рассматриваемой проблемы заключается в том что, акты об амнистии не предусматривают защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений, хотя российским законодательством декларируется, что основным назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (ст. 6 УПК РФ). Мнение потерпевших не учитывается при издании и применении актов об амнистии, что нарушает их право на возмещение вреда от преступления, восстановление социальной справедливости. При освобождении лица от уголовной ответственности по амнистии возникает ряд проблемных вопросов обеспечения гражданского иска по уголовному делу.

Акты об амнистии могут нарушать также права и законные интересы лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления. В ряде актов об амнистии указывается, что уголовные дела, возбужденные по фактам совершения преступлений, подпадающим под амнистию, подлежат прекращению. Однако в соответствии с межведомственным приказом «О едином учете преступлений»[1] прекращение уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК) признается нереабилитирующим основанием. Статистическому учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. Таким образом, обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений автоматически признаются преступниками без решения суда, т. е. законодатель своим волевым решением предрешает вопрос о виновности лица. Эта проблема не нова для российского права.

Правовые последствия амнистии могут быть различными:

1) освобождение от уголовной ответственности;

2) освобождение от наказания;

3) сокращение назначенного наказания;

4) замена назначенного наказания более мягким видом;

5) освобождение от дополнительного вида наказания;

6) снятие судимости (ч. 2 ст. 84 УК).

В истории России амнистия применялась многократно. Например, в 1918 г. на основании Постановления Совета рабоче-крестьянской обороны дезертиры, которые в течение двухнедельного срока со дня опубликования особого приказа, добровольно явятся в распоряжение военных властей, освобождались от наказаний[2]. В 1923 г. были освобождены от ответственности граждане, ранее уклонившиеся от общего учета военнообязанных или от учета военнообязанных лиц командного и административного состава, равно и не состоящие на учете по каким-либо иным причинам, но явившиеся на общий переучет военнообязанных в 1923 году[3]. В 1924 г. были освобождены от уголовной ответственности и от дальнейшего отбывания наказаний бывшие военнослужащие, совершившие первый или второй побег до 1 января 1924 г., а также военнослужащие, осужденные к лишению свободы на сроки не свыше 3 лет[4]. В 1938 г. от наказания были освобождены все военнослужащие, впервые осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно. С условно осужденных военнослужащих была снята судимость. Военнослужащие, дела о которых находились в стадии расследования по преступлениям, влекущим за собой наказание не свыше трех лет лишения свободы, были освобождены от уголовной ответственности[5].

Кроме этих правовых актов в период с 1921 по 1938 гг. было издано не менее 25 общих правовых актов об амнистии. Например, в 1927 г. красноармейцы и краснофлотцы (наряду с другими трудящимися), осужденные судами впервые к лишению свободы на сроки до одного года включительно, были освобождены от содержания под стражей и всех дополнительных, связанных с приговорами, мер социальной защиты[6].

Таким образом, проводившиеся в первые годы существования советской власти амнистии были обусловлены в большей степени социально-политическими и организационными причинами. Криминализация же слишком распространенных форм поведения привела бы к кризису уголовного законодательства, поскольку необходимость привлечения к уголовной ответственности выходила бы за рамки возможностей органов юстиции, а безнаказанность деяний фактически стала бы нормой. В этом случае уголовно-правовые нормы потеряли бы смысл.

В 1945 г. в ознаменование победоносного завершения войны с гитлеровской Германией на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР были освобождены от наказания все военнослужащие, осужденные с отсрочкой исполнения приговора, кроме того с них была снята судимость. Этим же указом были освобождены от наказания все лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше трех лет и к более мягким мерам наказания, а также лица, осужденные за воинские преступления, перечисленные в Указе[7].

После Великой Отечественной войны акты об амнистии принимались реже, чем до войны, всего было принято не менее 9 таких правовых актов, изданных после 1945 г. Как правило, акты об амнистии были приурочены к какой-либо годовщине Октябрьской революции или победы в Великой Отечественной войне. Под амнистию попадали лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 или до 5 лет, а также лица преклонного возраста, инвалиды, женщины, имеющие детей, лица, награжденные орденами и медалями СССР и т. п. Таким образом, амнистия в основном применялась к лицам, не представляющим большой общественной опасности, или совершившим преступления небольшой тяжести.

Актуальность института амнистии военнослужащих возросла в 1980-е гг. в связи с ведением боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан. В 1989 г. от уголовной ответственности были освобождены бывшие военнослужащие, совершившие преступления во время прохождения воинской службы в Афганистане (декабрь 1979 года — февраль 1989 года). От наказания были освобождены лица, осужденные за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане. Судимость была снята с лиц, освобожденных от наказания на основании этой амнистии, а также с лиц, отбывших наказания за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане[8].

В 1991 г. были освобождены от наказания лица, осужденные за самовольную отлучку, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом. Также им была погашена судимость. Основанием такого решения являлись многочисленные обращения военнослужащих и членов их семей, предложения Всесоюзного совета родителей военнослужащих, выводы специальной Комиссии по проверке объективности и полноты расследования причин гибели и травматизма военнослужащих и военных строителей в мирное время[9]. То есть предпосылкой амнистии являлась социально-политическая обстановка в стране, а целью — снятие социальной напряженности в обществе. Причем для достижения этой цели использовался уголовно-правовой институт (инструмент) по своей сути для этого не предназначенный.

Начиная с 1991 г. в Российской Федерации было принято не менее 17 правовых актов об амнистии. Например, в 1995 г. от наказания в виде лишения свободы были освобождены лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите интересов СССР и Российской Федерации после окончания Великой Отечественной войны 1941—1945 гг[10]. В 1997 г. от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, были освобождены лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества[11]. Эти же положения были указаны в актах об амнистии 1999 и 2000 гг[12].

Следует отметить, что за последние 20 лет помимо традиционных категорий граждан, к которым применяется амнистия, в актах об амнистии нередко указываются условно осужденные, осужденные, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденные и т. п., а также лица, совершившие преступления в период проведения контртеррористических операций, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику.

Например, в Постановлении Государственной Думы от 13 декабря 1999 г. № 4784-II ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе» предписывалось не возбуждать уголовные дела в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе, прекративших вооруженное сопротивление и добровольно сдавших оружие и военную технику, а также в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников уголовно-исполнительной системы, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения указанной операции[13]. Эти же положения воспроизводились в Постановлении Государственной Думы от 6 июня 2003 г. № 4125-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» с уточнением, что амнистия распространяется на лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику, в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также гражданского персонала, рабочих и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения указанных вооруженного конфликта и контртеррористических операций[14].

В Постановлении Государственной Думы от 22 сентября 2006 г. № 3498-4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа» указывалось, что амнистия распространяется на:

1) лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;

2) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших преступления в период проведения указанных контртеррористических операций (за исключением ряда тяжких и особо тяжких преступлений)[15].

Таким образом, в данном случае институт амнистии использовался в целях снижения и предупреждения эскалации напряженности в зонах вооруженных конфликтов и контртеррористических операций, сокращения пособнической базы террористических организаций и незаконных вооруженных формирований. Военно-политическое руководство России в данном случае решало не уголовно-правовые задачи, а военно-политические задачи с помощью норм (средств) уголовного права.

Последний акт об амнистии был принят Государственной Думой ФС РФ 24 апреля 2015 г. и приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг[16]. Указанная амнистия распространяется на 14 категорий лиц, в том числе на впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также:

1) лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;

2) лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;

3) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Анализ актов об амнистии показывает, что законодатель, применяя амнистию, ставит перед собой цели, к которым можно отнести:

1) снятие социальной напряженности, возникающей в обществе в определенные исторические периоды, когда определенные преступные деяния носят массовый характер и противодействие таким преступлениям средствами уголовного права неэффективно (в большей степени это касается уклонений от военной службы);

2) признание заслуг государственных служащих, работников, военнослужащих, выполнявших задачи по вооруженной защите Отечества, принимавших участие в боевых действиях, выполнявших служебные задачи в условиях вооруженного конфликта, в ходе контртеррористических операций и т. п.;

3) исключение возможности в будущем (в том числе политически обусловленного) уголовного преследования сотрудников и военнослужащих, исполнявших обязанности в условиях боевой обстановки, в зоне боевых действий и т. п. в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей (правового механизма отмены акта об амнистии не существует).

В российском дореволюционном праве, так же, как и в зарубежном уголовном праве, зачастую амнистия рассматривалась как частный случай более широкого понятия «прощение» или помилование. При этом под прощением в российском праве понималось «устранение применения (т. е. неприменение) карательного закона к данному случаю в силу особого о том распоряжения главы государства».

Среди противников помилования, в рамках которого первоначально рассматривалась амнистия, были не только защитники принципа возмездия, но и представители утилитарных теорий.

Дело в том, что прощение, будучи актом усмотрения, зависело подчас не только от воли главы государства, но и целого ряда посредников и промежуточных инстанций, через которые ходатайство о прощении достигало «подножия трона», поэтому злоупотребления и произвол были нередкими явлениями в XVII—XVIII вв. Но не только «классики» уголовного права высказывались против института амнистии («прощения»). Ряд современных российских юристов также оспаривают правомерность и целесообразность этого института, полагая, что издание актов амнистии фактически ведет к нарушению принципа справедливости, поэтому амнистия не должна иметь места ни в практике высших органов государственной власти, ни в уголовном законодательстве.

Другие авторы, настаивающие на упразднении института амнистии, мотивируют это тем, что она влечет всплеск преступности, т. е. ведет к росту рецидива среди лиц, освобожденных от уголовной ответственности или наказания в связи с изданием акта амнистии.

Однако в целом в российской юридической литературе амнистия рассматривается как гуманная, необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т. п. Эти авторы считают необходимым для ликвидации негативных последствий амнистии перед ее применением тщательно продумывать программу ресоциализации амнистируемых.

2. Рассмотрим основные особенности амнистии как правового явления.

Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц.

Вместе с тем вопрос о правовой природе актов амнистии является дискуссионным. Некоторые ученые полагают, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют и не изменяют норм права и даже их не корректируют, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты. По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны». Однако с таким мнением трудно согласиться. Несмотря на определенные особенности актов амнистии, все же они содержат нормы права — обязательные для исполнения теми субъектами, которые в них указаны, правила поведения, установленные высшими органами государственной власти, рассчитанные на их применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания норм в данном случае реализуются в актах применения права: в решениях (постановлениях) специально на то уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, органов дознания, предварительного следствия, органов внутренних дел и др.).

Безусловно, акт амнистии — специфический правовой документ. Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это, скорее, «разовый» акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея «прощения» уже совершенных преступлений.

В российской юридической литературе нет единодушия и по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии. Ряд авторов относят его к сфере государственного права, другие считают его относящимся к области уголовного права, третьи полагают, что не следует относить амнистию к какой-то одной отрасли права, поскольку она носит комплексный характер.

Конституция России, относя объявление амнистии к ведению Государственной Думы, не дает каких-либо указаний о характере и содержании акта амнистии. Решение этих вопросов находится в исключительной компетенции Государственной Думы. Следовательно, амнистия является скорее государственно-правовым, а не уголовно-правовым актом. Несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, нет ни одного предписания Общей части УК, которое было бы обязательно для акта амнистии. В частности, предписания последнего не зависят от соответствующих норм Общей части УК, устанавливающих различные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, снятия судимости и т. д. Акт амнистии может содержать и другие предписания, не относящиеся к УК. Следовательно, включение статьи об амнистии или же невключение ее в УК не оказывает какого-либо влияния на характер и содержание актов амнистии, на реализацию и применение такого акта. Поэтому содержание ст. 84 УК является кратким, обобщенным содержанием общих положений, встречающихся в актах амнистии.

Акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии.

Преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения. Так, резкое изменение социально-политической обстановки в стране вызвало необходимость принятия акта амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией от 7 июня 1945 г.

Вместе с тем можно выделить и специфические цели актов амнистии. Чаще всего в акте амнистии декларируется гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т. п. Так, акт амнистии от 24 декабря 1997 г. начинается словами: «Руководствуясь принципом гуманизма:»

В советский период акты амнистии издавались в ознаменование революционных праздников. Такой, например, была амнистия в связи с 50-летием Октябрьской социалистической революции (31 октября 1967 г.). Издание «юбилейных» актов амнистии осуществляется и в настоящее время. Такой акт амнистии был принят 19 апреля 1995 г. в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

В прошлом одной из причин издания актов амнистии, о которой не было принято говорить открыто, являлось перенаселение мест лишения свободы осужденными и следственных изоляторов подследственными.

Диапазон принимаемых в амнистии мер, облегчающих участь лиц, осужденных за совершение преступления или освобожденных от уголовной ответственности за них, велик. Причем он реализуется в зависимости от ряда обстоятельств: характера и степени общественной опасности преступления, вида назначенного за него наказания и ряда различных обстоятельств, характеризующих личность виновного (участие в боях при защите Родины, пола, возраста, состояний здоровья, наличия прошлых осуждений к лишению свободы, наличия злостных нарушений правил отбывания наказания и т.п.). С учетом перечисленных и некоторых иных приводимых в актах амнистии обстоятельств лицо освобождается от уголовной ответственности или наказания либо отбываемое наказание заменяется другим, более мягким наказанием, снимается судимость и т. д. Так, актом амнистии от 24 декабря 1997 г. были освобождены от отбывания наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденные:

а) проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества;

б) награжденные орденами и медалями;

в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины;

г) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет;

д) инвалиды I и II групп, а также больные туберкулезом, отнесенные к I и II группе диспансерного учета.

Рассматриваемая амнистия освободила некоторые категории осужденных от отбывания наказания (например, несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавших наказание в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях; женщин, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывших не менее одной трети срока и т.д.).

Амнистия прекратила уголовные дела, находившиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, о преступлениях, совершенных до вступления в силу акта амнистии в отношении ряда категорий лиц (например, проходивших службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества и др.).

3. Акты амнистии можно условно разделить на акты широкого применения, относящиеся к значительному числу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц.

К первому виду относится, например, амнистия от 24 декабря 1997 г. Она привела к освобождению 400 тыс. лиц от условного осуждения, лиц, к которым была применена отсрочка исполнения наказания, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и т. д. Многим лицам, отбывающим лишение свободы, сроки этого наказания были сокращены, а 35 тыс. осужденных были освобождены из мест лишения свободы.

Ко второму виду можно отнести амнистию от 9 февраля 1996 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 г.».

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны. Однако, если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Однако если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается от уголовной ответственности по акту амнистии.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применима только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до принятия акта амнистии.

По общему правилу, акт амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу акта амнистии. Из этого правила возможны исключения, установленные актом амнистии. Так, актом амнистии от 1 ноября 1991 г. было определено, что от уголовной ответственности освобождались лица, уклонявшиеся от военной службы, которые явились к месту несения службы или в ближайшее воинское управление (приемные Министерства обороны СССР и военных округов, флота, военные комиссии), в Комитет при Президенте СССР по делам военнослужащих для применения амнистии и дальнейшего прохождения службы (ст. 9). Следовательно, рассматриваемый акт амнистии применялся к военнослужащим при их явке с повинной.

Акты амнистии по многолетней традиции не применяются к лицам, злостно нарушающим режимные правила отбывания наказания.

В постановлении Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» была допущена погрешность. В ст. 2 этого постановления было предусмотрено освобождение от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации и инвалидов I или II групп, а также больных туберкулезом, отнесенных к I или II группе диспансерного учета. Вопреки твердо сложившейся традиции эта амнистия не запретила применение освобождения от наказания перечисленных категорий лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Рассматриваемая позиция амнистии позволяла освободить от наказания несколько тысяч убийц, бандитов, похитителей людей и т. д. Так, около 3000 лиц, совершивших тягчайшие преступления в области экономики, подлежали освобождению от наказания.

Из следственных изоляторов Москвы, например, освобождению подлежали 311 убийц и насильников. Под амнистию подпадали лица, виновные в убийствах сотен людей, «инвалиды» Радуев и Басаев, а также «медаленосец» Масхадов, в немалой степени виновный в том, что в Чечне не прекращаются боевые действия.

28 июня 2000 г. Государственная Дума своим постановлением внесла поправку в анализируемый акт об амнистии, в соответствии с которой она не распространяется на орденоносцев и медалистов, а также на инвалидов I и II групп и больных туберкулезом, совершивших перечисленные в постановлении об амнистии тяжкие и особо тяжкие преступления.

В этой поправке определено, что она не распространяется на лиц, уже освобожденных от наказания в связи с ошибочным предписанием амнистии.

Некоторые депутаты Государственной Думы, возражая против внесения поправок в акт об амнистии, ссылались на то, что «уголовный закон, ухудшающий положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет в соответствии с прямым указанием на это в ч. 1 ст. 10 УК РФ». Этот довод ошибочен, так как акт амнистии уголовным законом не является. Если бы он был таковым, то в соответствии со ст. 1 УК РФ все амнистии надо было бы включать в УК РФ.

Рассматриваемая амнистия является одной из самых массовых. В соответствии с ней из мест лишения свободы было освобождено 188,1 тыс. осужденных. Это почти каждый четвертый из лиц, отбывающих наказание. По амнистии 1997 г. из мест лишения свободы было освобождено 17 тыс. осужденных.

К тому же по амнистии 2000 г. сократились сроки лишения свободы 43,6 тыс. осужденным. Эта амнистия освободила от отбывания или исполнения иных наказаний 399,2 тыс. осужденных. В отношении 37,3 тыс. лиц было прекращено уголовное дело.

Столь широкий масштаб амнистии 2000 г. был во многом предопределен хроническим недофинансированием государством содержания мест лишения свободы, их «перенаселением». Но подобного рода выход из сложившейся ситуации спорен. Он подрывает принцип неотвратимости уголовной ответственности, что в условиях широчайшего распространения преступности в России, несомненно, вызовет отрицательные последствия - ухудшение криминогенной обстановки в стране. Авторитет уголовно-правовых мер борьбы государства с преступностью подобного рода амнистии, несомненно, подрывают.

Акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в основном не учитывают поведение осужденного в процессе исполнения наказания (за исключением злостных нарушений режима). Поэтому под амнистию подпадают нередко и лица, не вставшие на путь исправления. Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком.

Сам по себе акт амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания, не смягчает наказание и не снимает судимости. Он является нормативным основанием реализации предписаний акта амнистии, распространяясь на индивидуально неопределенный круг лиц.

Освобождение от уголовной ответственности конкретных лиц на основании акта амнистии в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством определяется: на стадии возбуждения уголовного дела — постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор — постановлением о прекращении уголовного дела; на стадии судебного разбирательства — определением суда о прекращении уголовного дела.

Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Обращает на себя внимание то, что актами амнистии судимость снимается редко. Таким исключением, например, явился акт амнистии от 12 марта 1997 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике», в соответствии с которым судимость снималась с лиц, освобожденных от отбывания наказания, назначенного за преступления, совершенные в связи с вооруженным конфликтом, и некоторых других категорий лиц, перечень которых приведен в ст. 5 акта амнистии.

В таких случаях, когда актом амнистии не снималась судимость, таковую суды снимали в соответствии со ст. 57 УК РСФСР 1960 г. Такая же возможность предоставлена и ч. 5 ст. 86 УК РФ.

Применение амнистии может носить условный характер. Так, в ст. 4 акта амнистии в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции (18 июня 1987 г.) предписывалось освобождение из мест лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду осужденных к лишению свободы на срок до трех лет. Такого рода предписания встречаются относительно редко. В случае совершения таким лицом в течение испытательного срока нового преступления применяются правила назначения наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК). Амнистия распространяется на женщин, ранее не содержащихся в исправительных учреждениях, имеющих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, беременных, женщин старше 50 лет, инвалидов I и II групп, жен инвалидов, вдов и матерей-одиночек, у которых при защите Отечества погибли мужья и сыновья. Не амнистируются осужденные за убийство, изнасилование, торговлю несовершеннолетними, терроризм, бандитизм и другие тяжкие и особо тяжкие преступления. В качестве обязательного условия амнистирования предусмотрены осознание вины и положительная характеристика в период отбывания наказания. Под эту амнистию подпало около 10 тыс. несовершеннолетних и 14 тыс. женщин.

Амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжавшимся после издания амнистии, таковая не применяется.



[1] О едином учете преступлений: Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 // Рос. газ. 2006. 25 янв.

[2] О дезертирстве: постановление СТО РСФСР от 25 декабря 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 99. Ст. 1015.

[3] Об освобождении от уголовной ответственности граждан, уклонившихся от учета военнообязанных, но явившихся на общий переучет в 1923 году: декрет СНК РСФСР от 12 января 1923 г. // СУ РСФСР. 1923. № 3. Ст. 61.

[4] Об амнистии лицам, совершившим побег из Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота: Постановление Президиума ЦИК СССР от 14 ноября 1924 г. // СЗ СССР. 1924. № 18. Ст. 175.

[5] Об амнистии в ознаменование 20-летия Рабоче-Крестьянской Красной Армии: указ Президиума ВС СССР от 24 января 1938 г. // Ведомости ВС СССР. 1938. № 1.

[6] Об амнистии: постановление Президиума ЦИК СССР от 2 ноября 1927 г. // СЗ СССР. 1927. № 61. Ст. 620.

[7] Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией: указ Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 г. // Ведомости ВС СССР. 1945. № 39.

[8] Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане: постановление ВС СССР от 28 ноября 1989 г. № 842-1 // Ведомости ВС СССР. 1989. № 25. Ст. 492.

[9] Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы: закон СССР от 1 ноября 1991 г. № 63-Н // Ведомости ВС СССР. 1991. № 45. Ст. 1285.

[10] Об объявлении амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов: постановление ГД ФС РФ от 19 апреля 1995 г. № 713-1 ГД // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1608.

[11] Об объявлении амнистии: постановление ГД ФС РФ от 24 декабря 1997 г. № 2038-II ГД // Рос. газ. 1997. 27 декабря.

[12] Об объявлении амнистии: постановление ГД ФС РФ от 18 июня 1999 г. № 4147-II ГД // Рос. газ. 1999. 22 июня; Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов: постановление ГД ФС РФ от 26 мая 2000 г. № 398-III ГД // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2286.

[13] Российская газета. 1999. 16 декабря.

[14] Российская газета. 2003. 7 июня.

[15] Российская газета. 2006. 23 сентября.

[16] Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: постановление ГД ФС РФ от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД // Российская газета. 2015. 27 апреля.