§ 3. Категории преступлений
§
3. Категории преступлений
Существующая
в настоящее время категоризация преступлений является довольно новым явлением в
российском уголовном законодательстве. Так, до Октябрьской революции 1917 г. в
Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., выделялись две
категории — преступления или проступки, под которыми понимались как
противозаконные деяния, так и неисполнение того, что предписано законом.
Законодательного различия между этими категориями не проводилось. За
преступления и проступки виновные «по роду и мере важности» подвергались
наказаниям уголовным и исправительным. При этом правонарушения, установленные
Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, также назывались проступками;
за них были установлены отдельные виды наказаний, не входивших в общую систему
уголовных наказаний. Помимо этого в Дисциплинарном уставе содержалось понятие
дисциплинарного проступка, под которым понималось «маловажное» воинское
правонарушение или нарушение общественного порядка, которые не влекли за собой
предания суду.
В
Уголовном уложении 1903 г. уже содержалось понятие преступления, а также
проводилась категоризация преступлений. Так, тяжкими преступлениями являлись
такие деяния, за совершение которых были предусмотрены смертная казнь, каторга и
ссылка на поселение. Преступлениями являлись деяния, за которые было
предусмотрено заключение в исправительном доме крепости или тюрьме. Проступками
— соответственно деяния, наказуемые арестом или денежной пеней.
Таким
образом, до Октябрьской революции 1917 г. законодатель в качестве критерия
классификации преступлений, как и в настоящее время, использовал характер и
степень общественной опасности деяния. Однако, в отличие от современного
законодателя, этот критерий выражался не в размере установленного наказания в
виде лишения свободы, а в видах наказаний, которые предусмотрены за данное
преступление.
Уголовный
кодекс РСФСР 1922 г. не содержал какой-либо категоризации преступлений.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. предусматривал деление всех преступлений на две
группы: «направленные против основ советского строя, установленного в СССР
властью рабочих и крестьян, и признаваемые в силу этого наиболее опасными» и все
остальные преступления (ст. 46). Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. в первоначальной
редакции также не содержал категоризации преступлений.
Таким
образом, в советский период категоризация преступлений по степени общественной
опасности являлась в большей степени научной классификацией, основанной на
толковании уголовного законодательства. Все преступления делились на особо
тяжкие, тяжкие, не представляющие большой общественной опасности и
малозначительные. Некоторые ученые помимо этого выделяли группу преступлений
средней тяжести или не являющихся тяжкими. Под особо тяжкими преступлениями ряд
ученых понимали такие преступления, за которые была предусмотрена смертная казнь
или лишение свободы на срок до 15 лет. На особо тяжкие преступления содержалось
указание в ст. 22 Основ уголовного законодательства Союза ССР, где в частности
говорилось, что применение смертной казни возможно за государственные
преступления, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, а также и за
некоторые другие особо тяжкие преступления. В ст. 23 Основ содержалось указание
на преступления, совершенные по неосторожности; умышленные преступления, не
являющиеся тяжкими; тяжкие преступления; особо тяжкие преступления и
преступления, повлекшие особо тяжкие последствия. Однако их содержание не
раскрывалось в Основах. Очевидно, перечень этих преступлений должен был
содержаться в уголовном законодательстве союзных
республик.
Понятие
тяжкого преступления было введено только в 1972 г. путем прямого перечисления
преступлений, относящихся к этой категории. Перечень тяжких преступлений
содержался в ст. 7.1 Основ и аналогичной ст. 7.1 УК РСФСР 1960 г. Преступления,
не являющиеся тяжкими, также прямо перечислялись, но уже в ст. 24 УК РСФСР 1960
г. На преступления, не представляющие большой общественной опасности, имелась
только ссылка в ст. 52 УК РСФСР. Указание на малозначительное преступление
содержалось в ст. 51 УК РСФСР; за их совершение могли быть применены меры
общественного воздействия. Причем, в двух последних случаях категория
преступления определялось судом с учетом обстоятельств дела и личности
виновного.
Таким
образом, в советский период категоризация преступлений осуществлялось по видам
наказания, прямым перечислением преступлений и по судебному усмотрению.
Учитывая, что Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. действовал до 1 января 1997 г.,
принятую в советском законодательстве классификацию преступлений унаследовало и
российское уголовное законодательство. В последних редакциях Уголовного кодекса
РСФСР преступления классифицировались следующим образом:
тяжкие
преступления, прямо перечисленные в ст. 7.1 УК РСФСР;
умышленные
преступления, не являющиеся тяжкими, прямо перечисленные в ст. 24;
преступления,
не представляющие большой общественной опасности, прямо перечисленные в ст. 51
или признаваемые таковыми по усмотрению суда с учетом критериев, содержащихся в
ст. ст. 51, 52;
иные
преступления, в том числе совершенные по неосторожности.
Также
о классификации преступлений по степени общественной опасности свидетельствуют
положения о сроках давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения
обвинительного приговора (ст. 48, 49). Исходя из этих норм, преступления
классифицировались на:
1)
малозначительные преступления, за которые законом предусматривалось наказание в
виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое более мягкое
наказание;
2)
преступления, не представляющие большой общественной опасности, за которые может
быть назначено лишение свободы на срок не свыше двух лет или наказание, не
связанное с лишением свободы;
3)
преступления, не являющиеся тяжкими, за которые может быть назначено лишение
свободы на срок не свыше пяти лет;
4)
тяжкие преступления, за которые может быть назначено более строгое наказание,
чем лишение свободы сроком на пять лет.
Следует
отметить, что ст. 7.1 УК РСФСР, в которой перечислялись тяжкие преступления, в
период с 1973 по 1996 гг. 16 раз подвергалась изменениям, из них 9 раз изменения
вносились уже после образования Российской Федерации. В ст. 24 изменения
вносились 12 раз, из них 6 раз после 1991 г. Это было вызвано тем, что при
внесении изменений в Особенную часть УК РСФСР возникала необходимость
классифицировать это деяние, а для этого нужно было внести изменения в ст. 7.1
или ст. 24. Такой подход был довольно неудобен с точки зрения законодательной
техники.
В
июле 1991 г. были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и
республик, но фактически они прекратили действовать уже в декабре 1991 г.[1]
В Основах уголовного законодательства СССР 1991 г. была предусмотрена
классификация преступлений в зависимости от характера и степени общественной
опасности (ст. 9). Всего предусматривалось четыре вида преступлений. К
преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относились
умышленные преступления, за которые законом предусматривалось наказание в виде
лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное, более мягкое наказание, а
также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом
предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет
либо иное, более мягкое наказание. К менее тяжким преступлениям —
умышленные преступления, за которые законом предусматривалось наказание в виде
лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по
неосторожности, за которые законом предусматривалось наказание в виде лишения
свободы на срок свыше пяти лет. К тяжким преступлениям — умышленные
преступления, за которые законом предусматривалось наказание в виде лишения
свободы на срок не свыше десяти лет. К особо тяжким — умышленные
преступления, за которые законом предусматривалось наказание в виде лишения
свободы на срок свыше десяти лет или смертная казнь. Таким образом, законодатель
впервые со времени принятия Уголовного уложения 1903 г. закрепил в
уголовно-правовом акте классификацию преступлений. Следует отметить, что
неосторожные преступления предполагалось относить к двум категориям: не
представляющим большой общественной опасности и менее тяжким преступлениям.
Остальные категории преступлений, в общем, соответствовали сложившейся практике
классификации преступлений.
Принятый
в 1996 г. Уголовный кодекс содержал ряд новых положений, многие из которых не
были известны советскому уголовному праву. Так, были введены категории
преступлений, подразделяющиеся в зависимости от характера и степени общественной
опасности деяния по аналогии с Основами уголовного законодательства 1991 г.
Общественная опасность деяния при этом выражалась в размере установленного
(предусмотренного) наказания. В советском законодательстве указанные
институты применялись в зависимости от срока или вида наказания, которое было
назначено осужденному, в большинстве случаев — от срока лишения свободы.
Такое решение позволило ряду ученых утверждать о наличии типовой общественной
опасности преступления, выраженной в размере предусмотренного наказания, и
непосредственной общественной опасности преступления, выраженной в размере
назначенного наказания.
Решение
законодателя определять характер и степень общественной опасности преступления
через в вид и размер предусмотренного законом наказания за данное преступление,
а не через вид и размер назначенного судом за совершение данного преступления,
обусловлено тем, что суд, назначая уголовное наказание, дает комплексную оценку
характеру и степени общественной опасности совершенного преступления,
общественной опасности виновного. Основным содержанием принципа справедливости,
в его уголовно-правовом понимании, является соответствие наказания и иных мер
уголовно-правового характера характеру и степени общественной опасности
преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Указание в
ст. 60 УК на обстоятельства, учитываемые при назначении наказания, — влияние
этого наказания на условия жизни семьи виновного, несовершеннолетие виновного,
беременность и наличие у виновного малолетних детей, влияют на вид и размер
назначенного наказания, но не отражают в полной мере характер и степень
общественной опасности совершенного преступления.
В
первой редакции УК 1996 г. преступлениями небольшой тяжести признавались
умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное
предусмотренное наказание не превышало двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за
совершение которых максимальное предусмотренное наказание не превышало пяти лет
лишения свободы. Тяжкими преступлениями — умышленные и неосторожные
деяния, за совершение которых максимальное предусмотренное наказание не
превышало десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями —
умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения
свободы на срок свыше десяти лет или более строгое
наказание.
В
УК через категоризацию преступлений определяются многие институты, в том числе:
положения о рецидиве, о приготовлении к преступлению, о преступном сообществе
(организации), о наказании в виде лишения специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград, о пожизненном лишении свободы и
смертной казни, о назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного
учреждения, об освобождении от уголовной ответственности (в связи с деятельным
раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, в связи с истечением сроков
давности), о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об
освобождении от наказания в связи с изменением обстановки, об освобождении от
отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного
приговора суда, о судимости. Таким образом, категоризация преступлений стала
фундаментальной категорией уголовного права, на основе которой строятся другие
институты уголовного права. Категоризацию преступлений следует признать
самостоятельным средством дифференциации уголовной ответственности,
поскольку в исторической ретроспективе развития российского уголовного
законодательства именно с помощью категоризации преступлений дифференцировалась
уголовная ответственность.
В
2001 г. в ст. 15 УК РФ были внесены поправки, изменившие категоризацию
преступлений[2].
К преступлениям средней тяжести стали относиться умышленные деяния, за
совершение которых максимальное предусмотренное наказание не превышает пяти
лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых
максимальное предусмотренное наказание, превышает два года лишения
свободы. К тяжким преступлениям стали относиться только умышленные деяния,
за совершение которых максимальное предусмотренное наказание не превышает
десяти лет лишения свободы. Таким образом, неосторожные преступления вновь
стали относиться только к двум категориям — небольшой и средней тяжести. Такое
решение выглядит довольно сомнительным, например, в случае, когда неосторожное
преступление повлекло причинение смерти двум или более лицам, а особенно при
значительном числе пострадавших. Такое преступление стало признаваться
преступлением средней тяжести, хотя степень его общественной опасности явно не
соответствует преступлению средней тяжести.
В
2011 г. в ст. 15 УК вновь были внесены изменения[3].
Размер максимального предусмотренного наказания за преступления небольшой
тяжести был повышен до трех лет. Соответственно к преступлениям средней
тяжести стали относиться неосторожные деяния, за которые было предусмотрено
наказание, превышающее 3 года лишения свободы. Помимо этого был введен
институт изменения категории преступления по усмотрению суда. При этом суд
должен учитывать: фактические обстоятельства преступления; степень его
общественной опасности; наличие смягчающих наказание обстоятельств; отсутствие
отягчающих наказание обстоятельств. Таким образом, суд может изменить категорию
преступления со средней тяжести на небольшой тяжести, если осужденному назначено
наказание, не превышающее трех лет лишения свободы или более мягкое
наказание; тяжкого на преступление средней тяжести, если осужденному
назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы или другое более
мягкое наказание; особо тяжкого — на тяжкое, если осужденному назначено
наказание, не превышающее семи лет лишения свободы. Указанные изменения
характеризуют поворот законодателя к советскому подходу, где степень и характер
общественной опасности преступления определялся размером назначенного
наказания, а не предусмотренного.
В
2019 г. в ст. 15 УК вновь были внесены изменения[4].
К преступлениям средней тяжести теперь относятся умышленные деяния, за
совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает
пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых
максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает десяти лет лишения
свободы. Тяжкими преступлениями — умышленные деяния, за совершение которых
максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает десяти лет лишения
свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное
наказание, предусмотренное УК, не превышает пятнадцати лет лишения
свободы. Таким образом, законодатель вернулся к положениям, которые были
изначально закреплены в первой редакции УК 1996 г. с некоторыми
корректировками.
[1] Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 30. Ст.
862.
[2] О
внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации,
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской
Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос.
Федерации от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ // Рос. газ. 2001. 14
марта.
[3] О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 7
декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9
декабря.
[4] О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер.
закон Рос. Федерации от 17 июня 2019 г. № 146-ФЗ // Рос. газ. 2011. 19
июня.