§ 1. Понятие, задачи и функции уголовного права
§
1. Понятие, задачи и функции уголовного права
Уголовное
право является одной из отраслей российского права. Как и всякая правовая
система, оно предназначено для регулирования возникающих в процессе
жизнедеятельности граждан отношений, именуемых уголовно-правовыми отношениями.
Для уголовного права характерны свой специфический предмет регулирования, а
также особые метод и цель регулирования. Уголовное право обладает особой формой
своего закрепления и выражения, которой служит уголовный
закон.
В
свете современных представлений о праве, как не только нормативной, но и
ценностной категории уголовное право нельзя сводить к системе правовых норм,
регулирующих общественные отношения. Уголовное право обеспечивает право на
защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, которое
осуществляется посредством угрозы уголовного наказания и его реального
применения за совершение преступления. Устанавливаемая уголовным правом
ответственность за совершение преступлений является не только мерой воздействия,
применяемой к преступникам, но и средством защиты указанных в законе ценностей,
одной из гарантий предупреждения самих преступлений. Наличие таких гарантий хотя
и не исключает преступлений вовсе, но, тем не менее, оказывает сдерживающее
влияние на лиц, склонных к правонарушениям, что придает уголовному праву
значение стабилизирующего фактора общественной жизни.
Уголовное
право является гарантией защиты не только интересов личности и общества от
преступлений, но и интересов лиц, совершивших преступления, от возможного
судебного произвола властей. Оно четко определяет признаки преступления,
очерчивает круг деяний, которые по отдельным признакам, например по наступившим
последствиям, сходны с преступлением, но по существу не являются таковыми (как,
например, действия, совершенные в состоянии необходимой обороны), исключает
аналогию в правоприменительной деятельности, когда лицо привлекается к
ответственности за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законом, но схожее
с каким-то содержащимся в УК составом преступления.
В
настоящее время полную независимость судебной власти от каких-либо влияний
придает ее выделение в качестве самостоятельной ветви государственной власти.
Основой ее функционирования и средством воздействия на граждан является только
закон. Суд и иные правоохранительные органы могут решать вопросы уголовной
ответственности виновных в совершении преступлений лишь в соответствии с УК (ст.
3).
Социальная
ценность уголовного права состоит также в том, что оно содержит жизненно важные
для общества правила дозволенного поведения. Ряд уголовно-правовых норм
выступает в качестве единственного источника отдельных правил. Нет, например,
других правовых норм, кроме уголовно-правовых, которые предписывали бы не
убивать, не воровать, не насиловать и т.д.
Предметом
уголовно-правового регулирования являются уголовно-правовые отношения,
возникающие в связи с совершением преступления. Участниками уголовно-правовых
отношений являются, с одной стороны, государство, от имени которого действует
суд, с другой — лицо, совершившее преступление. Каждый участник отношения имеет
определенные права и обязанности. Государство имеет право привлечь к уголовной
ответственности и наказать лицо, совершившее преступление. При этом оно обязано
соблюдать ряд требований. Так, государство вправе привлечь к ответственности и
наказать человека только в том случае, если для этого имеются основания,
указанные в уголовном законе. Таким основанием является совершение преступления.
Лицо не может быть осуждено судом, если совершенное им деяние не предусмотрено
уголовным законом, либо хотя оно формально и предусмотрено законом, но не
представляет общественной опасности, либо имеются какие-либо другие
обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Суд назначает преступнику
наказание, руководствуясь конкретной статьей уголовного закона, в которой
указано совершенное им деяние. Суд может назначить более мягкое наказание, чем
то, которое определено санкцией статьи, но более строгое наказание назначить не
вправе.
Лицо,
совершившее преступление, как сторона уголовно-правового отношения, обязано
нести уголовную ответственность. Это означает, что оно должно претерпеть
соответствующие лишения, в частности отбыть наказание, назначенное ему судом.
Если осужденный уклоняется от отбывания наказания, он может быть привлечен за
это к уголовной ответственности. Например, уголовное законодательство
предусматривает ответственность за побег осужденного из места лишения свободы,
из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК), замену исправительных работ более
строгим наказанием в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом,
осужденным к исправительным работам (ч. 4 ст. 50 УК) и
т.д.
Лицо,
совершившее преступление, имеет определенные права. Главное его право —
требовать, чтобы ответственность ему была определена судом в тех пределах и при
тех условиях, которые предусмотрены уголовным законом. Такое право обвиняемого
вытекает из принципа законности, который сформулирован в УК следующим образом:
«Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые
последствия определяются только настоящим Кодексом» (ст. 3). Реализуя
предоставленное ему право, осужденный может обжаловать приговор, который он
считает незаконным. Если вышестоящий суд придет к выводу, что к осужденному
уголовный закон был неправильно применен, либо ему назначено наказание, которое
не соответствует закону, либо имеются иные данные, указывающие на
необоснованность осуждения, он обязан отменить такой приговор или изменить
его.
Цель
уголовно-правового регулирования состоит в том, чтобы восстановить порядок
отношений, который существовал до совершения преступления. Этот порядок
подразумевает, что каждый гражданин соблюдает требования закона, не совершает
деяний, представляющих опасность для других лиц, общества и государства.
Совершая преступления, виновный нарушает указанный порядок, его действия
причиняют вред, который является опасным для общества. Регулируя
уголовно-правовые отношения, можно добиться того, чтобы преступник перестал
совершать преступления, возместил причиненный ущерб и
исправился.
Путем
достижения указанной цели, или, иными словами, методом осуществления
регулирования уголовно-правовых отношений, является применение уголовного
закона, т.е. привлечения виновного к уголовной ответственности, в частности, его
осуждения и наказания. Осуждая преступника и применяя к нему наказание,
государство тем самым воздействует на него, воспитывает и предупреждает
совершение новых преступлений как самим осужденным, так и другими гражданами.
Регулирование уголовно-правовых отношений происходит в соответствии с уголовным
законом. При этом создаются необходимые условия для того, чтобы каждый участник
отношения (и государство, и преступник) мог в полной объеме использовать
предоставленные ему права и выполнить возложенные на него
обязанности.
Уголовное
право делится на две большие связанные между собой группы норм, образующие Общую
и Особенную части, которые выделяются в УК. В Общей части уголовного права
содержатся нормы, регулирующие общие условия уголовной ответственности: об
уголовном законе как правовом основании уголовной ответственности, о
преступлении как фактическом основании уголовной ответственности, о наказании и
судимости как основных элементах, образующих содержание уголовной
ответственности, об освобождении от уголовной ответственности и
наказания.
В
Особенной части содержатся нормы, предусматривающие меру ответственности (вид и
размер наказания) за конкретные преступные деяния с указанием признаков этих
деяний. Например, в ст. 337 УК предусматривается ответственность за самовольное
оставление воинской части или места службы; в ней определяется понятие этого
преступления, раскрываются отдельные его признаки, в частности продолжительность
уклонения, называются субъекты преступления, т.е. лица, которые могут нести
ответственность по этой статье, определяется наказание, которое может быть
назначено в случае признания лиц виновными в совершении данного
преступления.
Нормы
Общей и Особенной частей тесно связаны между собой, они представляют собой
единую систему условий уголовной ответственности за совершение преступлений, с
той лишь разницей, что в Общей части излагаются условия, относимые ко всем
преступлениям (поэтому они называются общими), а в Особенной части — специфичные
для каждого вида преступного деяния. Поэтому, исходя из философских
представлений о соотношении общего и частного, в соответствии с которым всякое
частное обладает признаками общего, при решении вопросов уголовной
ответственности за конкретное совершенное преступление необходимо анализировать
нормы как статьи Особенной части, в которой указывается данное преступление, так
и всех статей Общей части. Например, применительно к упомянутому самовольному
оставлению части необходимо установить не только признаки, указанные в ст. 337
УК, но и другие обстоятельства, например, вменяемость, возраст соучастие
кого-либо в преступлении, обстоятельства, исключающие преступность деяния,
указывающие на истечение срока давности совершения преступления и
др.
Совокупность
всех норм Общей части и какой-либо нормы Особенной части образует единую
уголовно-правовую норму об ответственности за конкретное
преступление.
Задача
уголовного права состоит в том, чтобы охранять личность, общество и государство
от преступлений. Согласно ст. 2 УК уголовное законодательство имеет задачами
охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина,
собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей
среды и конституционного строя, обеспечение мира и безопасности человечества,
предупреждение преступлений.
Охрана
личности и правопорядка от преступлений осуществляется путем установления
уголовной ответственности и наказания за опасные деяния (действие или
бездействие). Угроза наказания, а также фактическое применение наказания
удерживает от совершения преступления значительную часть лиц, которые хотели бы
их совершить.
Уголовное
право охраняет не все социальные ценности, а только наиболее важные из них.
Другие, менее важные ценности охраняются иными правовыми нормами, например,
административно-правовыми, дисциплинарными,
гражданско-правовыми.
Уголовное
право охраняет названные объекты только от таких посягательств, которые способны
причинить вред, подрывают основы существования личности, общества и государства,
т.е. представляют значительную опасность. Менее опасные деяния влекут применение
иных правовых норм, например норм о дисциплинарной
ответственности.
Кроме
указанных задач уголовное право выполняет ряд функций или социальных ролей.
Основными из них являются: регулятивная, информационная и
воспитательная.
Регулятивная
функция уголовного права проявляется в двух сферах отношений: уголовно-правовых
(негативных) и общих (позитивных). О содержании уголовно-правовых отношений и
сущности их регулирования было сказано выше.
Функция
регулирования уголовным правом общих (позитивных) отношений проявляется, прежде
всего, в том, что уголовно-правовые нормы в своих диспозициях конкретизируют
отдельные правила поведения (не убей, не укради, не уклоняйся от военной службы
и т.д.), установленные в различных сферах жизнедеятельности людей. Тем самым
обеспечивается безопасность людей, сохранность собственности, нормальная работа
органов государственной власти и управления, общественный порядок и т.д. Однако
регулирование позитивных отношений состоит не только в конкретизации правил
поведения, но и в установлении запретов на их нарушение. Уголовное право,
определяя санкции за то или иное деяние, побуждает к правомерной форме
поведения.
Информационная
роль уголовного права состоит в том; что оно содержит сведения (информацию) о
преступлениях и наказаниях. В уголовном законе содержится полный перечень
деяний, образующих преступления и соответствующих им санкций. Благодаря
информации реализуется презумпция знания уголовного закона, согласно которой
лицо не может оправдать свое преступное поведение тем, что оно не знало об
уголовной ответственности за содеянное, если соответствующая норма принята и
помещена в УК. Информационность уголовного права позволяет гражданам и
юридическим лицам защищать свои интересы, ставя вопрос о привлечении к уголовной
ответственности лиц, виновных в совершении преступлений. И, наконец,
информационность оказывает предупредительное воздействие: знание
уголовно-правовых запретов должно удерживать лицо от совершения общественно
опасных деяний.
Воспитательная
функция заключается в воспитании правового сознания (правосознания) граждан. Под
правовым сознанием понимается знание правовых норм и соблюдение их требований в
повседневной жизни. В частности, граждане должны знать, какие деяния
представляют опасность и образуют преступления, какое наказание может быть
назначено, и воздерживаться от совершения преступлений. Для того чтобы добиться
такого уровня правосознания, требуется создать ряд
условий.
Во-первых,
нужно иметь научно обоснованную систему уголовного законодательства, в котором в
доступной форме должны быть изложены все действующие нормы уголовного
права.
Во-вторых,
эти нормы должны обоснованно применяться к лицам, совершившим преступления.
Ошибка в квалификации преступлений, т.е. в выборе нормы, которую следует
применить в конкретном случае, а также в назначении наказания (например,
назначение необоснованно мягкого или слишком строгого наказания) подрывает
авторитет уголовного закона и судебных органов, в значительной степени
затрудняет формирование правового сознания.
В-третьих,
необходимым условием воспитания правового сознания является обеспечение
неотвратимости ответственности. Всякое лицо, совершившее преступление, должно
быть привлечено к уголовной ответственности. При этом не обязательно, чтобы
виновному было назначено строгое наказание. Важно, чтобы ни один случай
преступления не оставался нераскрытым. Необоснованное освобождение от
ответственности и оправдание преступника, особенно по мотивам личной
заинтересованности работников суда и прокуратуры, следственных органов,
оказывают отрицательное влияние на правосознание.
В-четвертых,
правовое сознание зависит от того, как налажено правовое обучение граждан.
Недостаточно иметь хороший закон и правильно применять его, необходимо
разъяснять его смысл, опасность преступлений для общества, а также
предусмотренные законом наказания. Разъяснительная работа является одной из
основных задач правоохранительных органов.