§ 5. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления за пределами Российской Федерации

 

§ 5. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления за пределами Российской Федерации

 

В отдельных случаях суверенитет и уголовная юрисдикция Российской Федерации могут распространятся за пределы ее границ. Действие уголовного законодательства Российской Федерации за ее пределами основывается на ряде принципов: 1) покровительственном принципе, 2) принципе гражданства, 3) реальном принципе, 4) универсальном принципе.

Принцип гражданства закреплен в ч. 1 ст. 12 УК РФ и заключается в том, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых Уголовным кодексом РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с указанным кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Таким образом, принцип гражданства:

1) применяется только в отношении граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; лица без гражданства, которые постоянно не проживают на территории Российской Федерации, не подпадают под действие этого принципа;

2) преступление должно быть совершено на территории иностранного государства, т. е. местом совершения преступления должна быть территория иностранного государства;

3) преступление должно быть направлено против интересов, охраняемых Уголовным кодексом РФ;

4) по факту совершения преступления не должно быть принято правовое решение (об отказе в возбуждении дела, об осуждении лица, об оправдании лица и т. п.) судом иностранного государства; если действия лица получили правовую оценку, формализованную в решении суда иностранного государства, уголовное законодательство Российской Федерации также не применяется.

Под интересами, охраняемыми Уголовным кодексом РФ, понимается то, что является объектом уголовно-правовой охраны: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, обеспечение мира и безопасности человечества, т. е. все составы преступлений, закрепленные в Уголовном кодексе РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ постоянно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства является лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство — это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Следует также отметить, что для принципа гражданства ключевое значение имеет определение места совершения преступления, легальное определение которого отсутствует в уголовном законодательстве.

Покровительственный принцип действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 2 ст. 12 УК РФ и заключается в том, что военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцированных за ее пределами, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В настоящее время воинские формирования Российской Федерации дислоцируются на территориях не менее 10 государств[1]. Начиная с 1991 г. миротворческие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации принимали участие в 18 миротворческих операциях. Пограничные органы ФСБ России дислоцированы на территориях 5 государств. Военные корабли Российской Федерации периодически задействуются для борьбы с пиратами у берегов Сомали. Начиная с 1991 г. воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации и пограничные органы (войска) принимали участие в боевых действиях на территории Молдавии, Таджикистана, Грузии. До 2014 г. Черноморский флот дислоцировался на территории Украины. В местах дислокации российских воинских формирований, как правило, действуют и российские органы военной юстиции (военные суды, военные прокуратуры, военные следственные органы и органы военной полиции).

Существуют разные подходы к определению объема уголовной юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих на территории иностранного государства:

1) военнослужащие Российской Федерации на территории иностранного государства обладают иммунитетом от местной юрисдикции;

2) военнослужащие Российской Федерации на территории иностранного государства не обладают иммунитетом, а Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию только по определенным, указанным в международном договоре преступлениям;

3) Российская Федерация не осуществляет уголовной юрисдикции в отношении российских военнослужащих на территории иностранного государства.

Выбор конкретного подхода к определению объема уголовной юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих на территории иностранного государства должен определяться интересами Российской Федерации, характером задач, выполняемых на территории иностранного государства российскими воинскими формированиями, взаимоотношениями России с этим иностранным государством.

Начиная с 1991 г. Российской Федерацией было заключено более 170 международных договоров и соглашений, в которых, так или иначе, затрагивались вопросы уголовной юрисдикции в отношении российских военнослужащих. Как правило, международными договорами Российской Федерации о статусе войск предусмотрено осуществление уголовной юрисдикции в отношении российских военнослужащих, совершивших преступления: 1) против Российской Федерации; 2) против лиц, входящих в состав воинских формирований, или членов их семей; 3) против граждан Российской Федерации; 4) при исполнении служебных обязанностей («своих обязанностей», «обязанностей военной службы»); 5) в связи с исполнением служебных обязанностей; 6) против военной службы (воинских преступлений); 7) в местах дислокации воинских формирований.

Как правило, к лицам, входящим в состав воинских формирований Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства, относятся также:

— гражданский персонал Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, работающий в этих воинских формированиях или компетентных органах Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства;

— лица, временно командированные в воинские формирования или компетентные органы Российской Федерации, дислоцированные на территории иностранного государства.

Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Суть этого принципа состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане, таким образом, подлежат уголовной юрисдикции России только в том случае, если они привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации и по каким-либо причинам не были осуждены на территории иностранного государства. В этом случае они несут уголовную ответственность только за преступления направленные, против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации, либо постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. Исторически реальный принцип действия уголовного закона в пространстве или принцип защиты, как его изначально называли, означал право государства защищать себя и своих подданных от преступных посягательств и наказывать иностранцев за преступления совершенные даже за пределами своего государства. Такая система действия уголовного закона в пространстве была характерна для Германии начала XX в. В современном российском законодательстве реальный принцип ограничен кругом совершенных преступлений, а также наличием обвинительного приговора суда иностранного государства. Следует отметить, что в отличие от принципа гражданства законодатель оставил трактовку реального принципа, которая позволяет привлекать к уголовной ответственности на территории Российской Федерации иностранных граждан, которые за совершенное преступление были оправданы судом иностранного государства или уголовное преследование в иностранном государстве было прекращено по другим основаниям.

Действие реального принципа ограничивается преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации (лица без гражданства, которое постоянно проживает на территории России). В науке уголовного права существуют различные точки зрения на содержание понятия интересы Российской Федерации. В широком смысле под интересами Российской Федерации понимаются интересы личности, общества и государства, в узком — только интересы государства. В российском законодательстве отсутствует легитимное определение термина «интересы Российской Федерации». Если понимать этот термин в широком смысле, то в эту категорию входят преступления против жизни и здоровья личности, собственности, в сфере экономической деятельности, общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, преступления против военной службы. В узком смысле — только преступления против государственной власти и военной службы.

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве также закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Данный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых Уголовным кодексом РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

В соответствии с универсальным принципом определяется преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по законодательству места привлечения к уголовной ответственности, независимо от гражданства лица. Под международными преступлениями понимаются преступления против мира и безопасности человечества (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивных войн, применение запрещенных средств и методов ведения войны и т. д.).

Под преступлениями международного характера понимаются преступления с международным элементом, посягающие на нормальное развитие международных отношений или создающие им угрозу (пиратство, торговля людьми, фальшивомонетничество, захват заложников, угон самолетов и др.). Существует ряд международных договоров Российской Федерации, в которых устанавливается уголовная ответственность за совершение международных преступлений и преступлений, имеющих международный характер.

Оккупационный принцип действия уголовного закона в пространстве заключался в том, что военнослужащие из состава войск, которые ведут боевые действия на территории иностранного государства, находятся под полной уголовной юрисдикцией Российской Федерации. За совершенные преступления на территории иностранного государства военнослужащие привлекаются к уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации и закону военного времени, вступление в силу которого предполагается с началом войны, т. е. обладают правом экстерриториальности (внеземельности).

Уголовная ответственность военнопленных. В ряде случаев в ходе войны или вооруженного конфликта российские военнослужащие могут оказаться в плену у неприятельской державы, как и военнослужащие неприятельской державы могут оказаться в российском плену. К военнопленным относятся попавшие во власть неприятеля военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданский персонал, а также лица, которые не имеют статуса военнослужащего, но участвуют в войне в составе Вооруженных Сил и отвечают ряду требований: 1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; 2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; 3) открыто носят оружие; 4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы при нахождении в плену, за исключением случаев добровольной сдачи в плен. Правовое положение военнопленных регулируется Женевской Конвенцией об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.)[2]. Эта же Конвенция предусматривает нормы об уголовной ответственности военнопленных.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы (ст. 82). За преступления, совершенные в плену, они несут ответственность по уголовному законодательству страны, у которой они находятся в плену, применяемому в отношении ее военнослужащих. Причем преступность и наказуемость деяний, совершенных военнопленными, должна соответствовать установленной для военнослужащих держащей в плену державы и не противоречить положениям вышеназванной Конвенции.

Выдача лиц, совершивших преступление. В п. 1 ст. 61 Конституции России установлено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Поэтому все положения о выдаче лица, совершившего преступление, относятся только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Конституционные положения воспроизводятся и уточняются в ч. 1 ст. 13 УК РФ, где указано, что граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В этой норме права закреплено суверенное право России наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам и тем самым защищать своих граждан от возможного несправедливого возложения на них уголовной ответственности и наказания государствами, на территории которых было совершено преступление.

В п. 2 ст. 63 Конституции России установлено, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Вопрос о выдаче в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации решается следующим образом. В ч. 2 ст. 13 УК РФ установлено, что такие лица могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Российской Федерации.



[1] Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Казахстан, Республика Армения, Сирия, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия.

[2]Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г.