§ 6. Помилование. Судимость
§
6. Помилование. Судимость
1.
В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции России Президент РФ наделен
компетенцией осуществлять помилование. Нет таких положений уголовного закона,
которые могли бы ограничить это право Президента. Вследствие этого помилование
не является реализацией уголовного закона. Включение в УК РФ ст. 85 не вводит ее
в систему Общей части Уголовного кодекса.
В
ч. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за
преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо
назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом
наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята
судимость. Вместе с тем в анализируемой статье границы акта помилования
необоснованно сужаются. На практике актами помилования определялось и
освобождение от уголовной ответственности, и условное освобождение от
наказания.
Акт
помилования в отличие от акта амнистии не носит нормативный характер. Он
является актом применения права в конкретном случае.
Акт
помилования имеет индивидуальный характер, так как в отличие от амнистии
применяется к конкретному лицу или конкретным лицам.
Акт
помилования является юридическим основанием для освобождения от уголовной
ответственности, наказания и т. д.
Акт
о помиловании действует самостоятельно, не требует для своего исполнения
принятия какого-либо судебного решения, реализуется вне рамок отправления
правосудия по уголовным делам и в силу самого предназначения данного полномочия
Президента Российской Федерации не может расцениваться как ухудшающий положение
осужденного и препятствующий реализации права на смягчение его участи, в том
числе если после помилования, в ходе исполнения предусмотренного им вида
наказания, новым законом ответственность за совершенное правонарушение устранена
или смягчена (ч. 2 ст. 54 Конституции России). Данная правовая позиция
сформулирована в ряде определений Конституционного Суда Российской Федерации —
от 11 июля 2006 года № 406-О, от 21 декабря 2006 года № 567-О и от 21 февраля
2008 года № 111-О-О, от 15 января 2009 года № 283-О-О.
Акт
о помиловании осужденных к наказанию в виде смертной казни, вследствие принятия
которого происходит ее замена лишением свободы (пожизненно либо на 25 лет),
является особым видом правоприменительного решения, не тождественным
содержащемуся в приговоре суда решению о назначении осужденному наказания. Само
по себе помилование как акт милосердия в силу своей природы не может приводить к
более тяжким для осужденного последствиям, чем закрепленные в уголовном законе,
предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние, и установленные
приговором суда по конкретному делу (определения Конституционного Суда
Российской Федерации от 11 января 2002 года № 60-О, от 11 января 2002 года №
61-О, от 19 февраля 2003 года № 77-О и от 21 декабря 2006 года №
568-О).
Каких-либо ограничений, определяемых тяжестью совершенного преступления
или преступлений, для применения помилования не существует.
Обязательным
условием помилования является то, что оно применимо только к лицу, в отношении
которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, то есть
к лицу, имеющему в соответствии с ч. 2 ст. 47 УПК статус осужденного. При этом
приговор должен быть постановлен с назначением наказания в соответствии с п. 1
ч. 5 ст. 302 УПК.
Согласно
ст. 176 УИК любой осужденный, в том числе к смертной казни (ч. 1 ст. 185 УИК),
вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое подается
через администрацию учреждения или органа, исполняющего
наказание.
Учитывая,
что помилование является исключительной компетенцией Президента РФ, процедура ее
применения, пределы реализации и объем учитываемых при этом обстоятельств
определяются актами Президента РФ.
Ходатайства
о помиловании рассматриваются в соответствии с Положением о порядке рассмотрения
ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ «О
комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»
от 28.12.2001 № 1500, которым утверждено Положение о порядке рассмотрения
ходатайств о помиловании в РФ.
Акт
помилования представляет собой специфический вид освобождения виновного от
уголовного наказания, и в связи с этим данный акт не отменяет приговора,
вступившего в законную силу, и не влечет реабилитацию осужденного. Наличие акта
помилования не препятствует суду в порядке, установленном гл. 47.1 или 48.1 УПК,
пересмотреть вступивший в законную силу приговор и назначить более мягкое
наказание, чем указано в акте помилования, либо вовсе отменить приговор и
прекратить производство по уголовному делу.
При
этом закреплено, что рассмотрению подлежат ходатайства не только осужденных,
отбывающих наказание, но и отбывших назначенное судом наказание и имеющих
неснятую судимость.
На
территории каждого субъекта РФ образована комиссия по вопросам помилования,
которая готовит заключение по материалам о помиловании для дальнейшего
представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), который, в свою
очередь, вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта
помилования.
В
состав комиссии входят не менее 11 человек из числа граждан РФ, имеющих высшее
образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию.
Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствовали не
менее половины членов комиссии и приняли решение большинством голосов. При
равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим.
Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии
осуществляют свою деятельность на общественных началах
В
соответствии с п. 2 Положения помилование применяется:
а)
в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным
законом, и отбывающих наказание на территории РФ;
б)
в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих
наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами
РФ;
в)
в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую
судимость.
Согласно
п. 12 Положения при рассмотрении ходатайства принимаются во
внимание:
а)
характер и степень общественной опасности совершенного
преступления;
б)
поведение осужденного во время отбывания или исполнения
наказания;
в)
срок отбытого (исполненного) наказания;
г)
совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного
срока условного осуждения;
д)
применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или
условно-досрочного освобождения от наказания;
е)
возмещение материального ущерба, причиненного
преступлением;
ж)
данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей,
семейное положение, возраст;
з)
другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения
ходатайства.
Осужденный
должен обратиться к Президенту РФ с ходатайством в письменной форме через
администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, где оно
регистрируется и направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной
системы с уведомлением под расписку об этом осужденного. К ходатайству
прилагаются: копии приговора, решений вышестоящих судебных инстанций, извещение
о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья
осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного
преступлением (если имеются), анкета с указанием биографических данных
осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах
рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об
этом имеется информация, справка о применении в отношении осужденного акта
амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от
наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности,
представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей
сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания
наказания, отношении к совершенному деянию.
Копию
представления администрация учреждения направляет прокурору, осуществляющему
надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется
наказание.
Осужденный
вправе просить о приобщении к ходатайству и иных документов, которые, по его
мнению, могут иметь существенное значение для решения вопроса о
помиловании.
Отказ
в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
Территориальный
орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 5 дней со дня
получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление
небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо
тяжкое преступление, - не позднее чем через 7 дней), представляет его в
комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения
наказаний.
Комиссия
не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет
заключение о целесообразности применения акта помилования высшему должностному
лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ), которое вносит Президенту РФ свое представление о
целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица,
отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость с
приложением всех вышеуказанных документов (п. 8
Положения).
Список
рекомендованных к помилованию лиц подлежит опубликованию в средствах массовой
информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого
решения, в котором указываются фамилия и инициалы каждого осужденного, статья
УК, по которой он осужден (п. 10 Положения). Обязанности указывать мотивы
принятого решения Положение не содержит, а, значит, решение об их обнародовании
принимается высшим должностным лицом субъекта РФ в каждом конкретном случае
индивидуально.
Если
осужденный ходатайствует о помиловании в виде снятия судимости, то оно
направляется им самостоятельно в комиссию по вопросам помилования, расположенную
на территории субъекта РФ, в котором проживает заявитель (п. 6
Положения).
Об
отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется
письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению
председателем комиссии, и повторное рассмотрение обращения осужденного
допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых
обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п.
15 Положения).
Последствием
акта помилования является освобождение лица от отбывания наказания, которое не
влечет возникновения права на его реабилитацию, поскольку им не умаляется
значение обвинительного приговора суда, однако при этом акт помилования не
лишает лицо права на пересмотр его приговора в кассационном и надзорном порядке.
Не освобождает такой акт и от обязанности возместить вред, причиненный
преступными действиями. Актом помилования может быть также сокращен срок
наказания или оно может быть заменено более мягким его видом. При помиловании
применяются положения законодательства о порядке замены смертной казни на иные
виды наказания, действующие на момент принятия акта помилования, независимо от
времени совершения преступления (Решение Верховного Суда РФ от 27.04.2007 №
ГКПИ07-355 (Определением Верховного Суда РФ от 14.08.2007 № КАС07-360 данное
Решение оставлено без изменения)).
С
осужденного также может быть снята судимость (ч. 2 ст. 85 УК РФ). Снятие
судимости согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ аннулирует все правовые последствия, с ней
связанные.
Акт
помилования, являясь внесудебным актом, поскольку принимается без участия суда,
вне рамок правосудия, не нивелирует значение приговора, однако может быть
обжалован. Верховный Суд РФ принимает и рассматривает по существу в порядке,
предусмотренном КАС РФ, административные дела по административным исковым
заявлениям об оспаривании Указов Президента РФ «О помиловании осужденных к
смертной казни» (Решение Верховного Суда РФ от 19.10.2017 № АКПИ17-743
(Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 06.03.2018 № АПЛ18-38 данное
Решение оставлено без изменения).
2.
Судимость — это такое правовое положение лица, осужденного к конкретной
мере наказания, которое, при условиях, указанных в законе, влечет
неблагоприятные для него последствия общеправового и уголовно-правового
характера. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым
со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента
погашения или снятия судимости.
Общеправовые
последствия заключаются в том, что лицо, имеющее судимость, ограничивается
в отдельных правах, предоставляемых другим гражданам. Наличие судимости,
например, может воспрепятствовать замещению некоторых должностей, занятию
определенной деятельностью. За некоторыми категориями освобожденных из мест
лишения свободы устанавливается административный надзор.
Уголовно-правовые
последствия наступают при совершении лицом, имеющим судимость, нового
преступления. В этом случае наличие судимости, например,
может:
—
служить квалифицирующим признаком конкретного
преступления;
—
быть основанием для признания рецидива преступлений;
—
выступать отягчающим обстоятельством при назначении
наказания
—
препятствовать освобождению от уголовной ответственности. Согласно ст. ст.
75,76 и 90 УК освобождение от уголовной ответственности по указанным в этих
статьях основаниям применяется к лицам, совершившим преступление впервые, тогда
как совершение преступления лицом, имеющим судимость, образует множественность
преступлений. Судимость в соответствии с УК учитывается при рецидиве
преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в
случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ФЗ от 06.04.2011
№ 66-ФЗ).
Судимость
возникает при назначении любого уголовного наказания. Прекращение судимости
возможно путем либо ее погашения, либо снятия.
Погашение
судимости возможно при двух условиях: если истекли определенные сроки со дня
отбытия наказания или освобождения от него и в течение этих сроков не было
совершено новое преступление. В соответствии со ст. 86 УК судимость
погашается:
а)
в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного
срока;
б)
в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы,
— по истечении одного года после отбытия или исполнения
наказания;
в)
в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или
средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия
наказания;
г)
в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по
истечении восьми лет после отбытия наказания;
д)
в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении
десяти лет после отбытия наказания.
Если
осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания
наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом
наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого
срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного
видов наказаний. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а
также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может
снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ФЗ от 28.12.2013
№ 432-ФЗ).
Погашение
или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК,
связанные с судимостью (ФЗ от 29.06.2015 № 194-ФЗ).
Продолжительность
срока погашения судимости зависит от вида только основного наказания,
дополнительное наказание не учитывается. Если лицо в установленном законном
порядке было досрочно освобождено от отбывания наказания, то срок погашения
судимости исчисляется исходя из фактически отбытого наказания с момента
освобождения от отбывания наказания (основного и дополнительного).
Аналогичным образом решается вопрос о погашении судимости лица, которому
неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом
наказания.
Правило,
по которому срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого
наказания, распространяется и на лиц, наказание которым сокращено в соответствии
с введением в действие нового уголовного законодательства, предусматривающего
более мягкие меры наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел
себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до
истечения срока погашения судимости.
Сроки
погашения судимости за каждое преступление исчисляются отдельно и не прерываются
при совершении нового (п. 10.5 ППВС «О судебной практике по делам о
преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»
от 09.12.2008 № 25).
Данные
о погашенных или снятых судимостях не учитываются как отрицательно
характеризующие личность подсудимого при назначении уголовного наказания (п. 1
ППВС «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» от
22.12.2015 № 58).